115 федеральный закон об отмывании ден средств. Законодательная база российской федерации. Основные обязанности финансовых организаций
Регулирует и контролирует все сделки и действия, во избежание появления незаконных или преступных операций или даже финансирования терроризма. Рекомендуется к прочтению организациям, так как они невольно могут стать соучастниками, не имея достаточного количества знаний. В законе описаны процедуры и действия, обязательные для определенных лиц для избежания ошибок и ответственности.
Суть
ФЗ 115 о противодействии легализации доходов был принят Государственной Думой 13 июля 2001 года, а Советом Федерации одобрен 20 июля 2001 года. Последние изменения в него ввели 29 июля 2017 года. Закон содержит 5 глав и 17 статей. Создан он для регулирования и контроля доходов, защиты прав граждан и безопасности против лиц, финансирующих терроризм или получающих доход незаконным, преступным путем.
- Первая глава описывает общие положения закона. Оформлены цели, защита граждан от незаконных доходов и терроризма. Описано в какой сфере закон может быть применен, он распространяется на организации, все филиалы и дочерние компании страны, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Написаны термины и понятия, использующиеся в законе и даны их определения, что такое доходы, операции, организации, идентификация клиента, блокирование и т. д.;
- Во второй главе описаны способы и меры предупреждения преступного получения доходов и финансирования терроризма. Описана система мер предосторожности и безопасности, оформлены организации, осуществляющие контроль и регулировку, описан процесс и виды операций и мероприятий. Подробно оформлены права, обязанности и полномочия организаций, граждан, сторонних лиц;
- В третьей оформлены меры и процессы, с помощью которых происходит противодействие уже совершившимся незаконным действиям. Какие уполномоченные органы имеют право на противодействие и какими полномочиями обладают. Обязанность граждан предоставлять документы и информацию по первому требованию сотрудников уполномоченных органов;
- Согласно четвертой гл. страны помогают друг другу бороться с преступностью в этой сфере. Тут описаны ситуации и способы помощи и поддержки стран, обмен информацией. Обязанность признавать правомерными решения судебных органов других стран и высылку преступников для заключения на родину;
- В пятой г. оформлены заключительные положения и дополнительные условия закона. Описана ответственность сотрудников органов в случаях невыполнения обязанностей или несоблюдения условий, ответственность нарушителей закона. Контроль прокуроров и официальное обжалование действий сотрудников органов, форма заявления на подачу жалобы.
По просьбе сотрудников органов организации, филиалы или компании обязаны предоставить информацию о сделке, клиенте и выдать копии документов. Операции проводятся для защиты граждан и безопасности населения. также полезно будет узнать актуальную информацию о деятельности ЦБ. Подробности
Последние поправки
В ФЗ о противодействии легализации доходов полученных преступным путем последние поправки вносились 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 267. Редакция 2017 года произошла только в статье 6, пункт 1.3.
Согласно шестой статье , любая сделка, оформленная на денежную сумму от 600000 рублей (3 млн. рублей для недвижимости), попадает под контроль государственных служб. В измененном пункте 1.3 написано, что если на счет организации или компании, относящейся к ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» или к ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации» , поступает от 10 миллионов рублей и выше (при другой валюте сумма должна быть равноценна 10 миллионам рублей и выше), организация или компания сразу попадает под контроль государственных служб. Такие организации обязаны по первому требованию органов предоставлять информацию, характеристику и цели проводимых операций и сделок.
Ознакомьтесь с актуальной информацией ФЗ о банках и банковской деятельности
В первой статье , в которой последние изменения происходили в 2002 году, описаны цели создания и принятия этого закона. Целью считается защита прав граждан и их интересов. Кроме населения при помощи этого закона органы защищают государство против незаконных, нелегальных доходов и финансирования терроризма.
В ст. номер два последние изменения внесены в 2016 году. ФЗ 115 регулируются отношения между:
- Гражданами Российской Федерации;
- Юридическими лицами и государственными органами при бенефициарных владельцах;
- Все приезжие, иностранные лица или лица без гражданства;
- Организации, компании, фирмы, филиалы, проводящие операции или сделки с денежными средствами или имуществом;
- Государственными органами;
- Иностранными структурами, не имеющими юридического лица в организации.
Контроль происходит для выявления, предупреждения, пресечения и задержания лиц, относящихся к преступным, незаконным действиям, махинациям с доходами или финансированию терроризма.
Последняя редакция третьей статьи произошла в 2016 году. Понятие финансирование терроризма изменилось, теперь это любая помощь, информация, сбор средств или оказание услуг для лиц, занимающихся организацией или участвующих в организации действий, описанных в Уголовном Кодексе Российской Федерации, для обеспечения оружием, продовольствием, обмундированием с целью террористической атаки.
В 2015 году добавили термин клиент , означающий юридическое или физическое лицо, участвующее в сделке в организации. В 2015 году добавили и термин бенефициарный владелец , физическое лицо, владеющее клиентом или контролирующее его действия. Добавили еще сложный термин - иностранная структура без образования юридического лица , организация, созданная по законам другого государства, имеющая свои внутренние законы компании, направленные на получение прибыли в интересах участников.
В ст. пять дан список организаций, тем или иным способом занимающихся операциями с денежными средствами или имуществом:
- Организации, предоставляющие кредит;
- Операторы связи, пользующиеся услугами подвижной радиотелефонной связи и занимающие высокое положение в этой сфере;
- Лица, профессионально торгующие ценными бумагами на рынке;
- Частные пенсионные фонды с лицензией;
- Страховые компании и брокеры;
- Общество взаимного страхования;
- Федеральная, государственная почта;
- Микрофинансовые фирмы;
- Ломбарды и организации, скупающие любые драгоценные металлы, камни и изделия. Исключениями считаются любые группы или общины, занимающиеся религиозными или научно-исследовательскими действиями;
- Кооперативы кредитного потребительства;
- Лотереи, тотализаторы и букмекеры;
- Операторы, принимающие платежи;
- Инвестиционные фонды и их главные управляющие;
- Компании, занимающиеся посредничеством между сторонами во время составления договора купли-продажи имущества.
В седьмой статье приведен список всех прав, обязанностей и полномочий организаций, занимающихся сделками с денежными средствами или имуществом. Согласно статье клиенты обязаны предоставлять организациям, занимающимся деньгами и недвижимостью, информацию, описанную в настоящем законе ФЗ 115. В дальнейшем органы смогут проверить при помощи этой информации проведенные сделки и выявить нарушителей. При отказе в предоставлении информации лица проходят контроль органов. В ней еще описаны обязанности организаций относительно лиц, участвующих в сделках и касающихся компании в других сферах.
Скачать действующую редакцию закона
ФЗ 115 о противодействии легализации (отмыванию) доходов был создан и принят государством для уменьшения количества преступлений и терроризма. Согласно ему организации или любые другие участники сделок и операций обязаны помогать государству и органам в поимке мошенников. Закон помогает предупредить незаконные действия, предотвратить террористический акт и осудить преступников с заключением под стражу.
Скачать Федеральный закон 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Российской Федерации можно
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
Страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
Организации федеральной почтовой связи;
Ломбарды;
Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
Операторы по приему платежей;
Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
Кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
Микрофинансовые организации;
Общества взаимного страхования;
Негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;
Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.
Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Судебная практика по статье 5 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ
Постановление № 5-1165/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-1165/2018
Электростальский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения
Истечении установленного срока пребывания (11 октября 2018 года), уклонился от выезда из Российской Федерации, пребывая на территории Московской области, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правом положении иностранных граждан в Российской Федерации", тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ...
Постановление № 5-762/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-762/2018
Красноглинский районный суд г. Самары (Самарская область) - Административные правонарушения
Не требующем получения визы, признается лицо, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ от срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать...
Постановление № 5-827/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-827/2018
Пребывания в РФ после ДД.ММ.ГГГГ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ уклоняется от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП...
Постановление № 5-1379/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-1379/2018
Красногвардейский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Административные правонарушения
Дело № 5 - 1379/2018 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Санкт-Петербург 29 ноября 2018 года Судья Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга Широкова И.В., рассмотрев в помещении Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга, ...
Постановление № 5-826/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-826/2018
Королёвский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения
Пребывания до ДД.ММ.ГГГГ не выехал, то есть с ДД.ММ.ГГГГ уклоняется от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ и ст. 25.10 ФЗ -114 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выезда...
Постановление № 5-1368/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-1368/2018
Видновский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения
Дело № 5 - 1368/18 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е гор. Видное Московской области 29 ноября 2018 г. Видновский городской суд Московской...
Постановление № 5-2048/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-2048/2018
Одинцовский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения
... 5 - 2048/18 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении г. Одинцово 29.11.2018 года Судья...ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ – основа российского законодательства по противодействию отмыванию денежных средств.
Глава 1 дает определения таким понятиям, «как доходы, полученные преступным путем», «легализация», «уполномоченный орган», «обязательный контроль», «внутренний контроль» и другие.
Глава 2 посвящена вопросам предупреждения легализации доходов. Определен круг организаций, ответственных за исполнение закона: кредитные организации, страховые, лизинговые компании, почта, ломбарды и другие.
Прописана процедура контроля со стороны этих организаций, если совершаются операции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей. Сделки с недвижимостью также подлежат контролю, если цена объекта превышает 3 млн рублей.
Кроме того, закон определяет, что все сделки вне зависимости от суммы подпадают под данный закон, если хотя бы по одной из участвующих в них сторон есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Приводятся основания, по которым определяется круг лиц, причастных к террористическим и экстремистским организациям.
Далее в законе прописаны обязанности организации, на которую возложен контроль, - по письменному запросу контролирующего органа идентифицировать личность клиента, а также выгодоприобретателя от сделки, не позднее следующего дня докладывать в уполномоченный орган о проведенной операции, подлежащей контролю, и о любой другой сделке.
При этом необязательной считается идентификация клиента, если сумма сделки составляет менее 30 тыс. рублей или 15 тыс. - при обмене наличной валюты.
В дополнение к основным требованиям в законе говорится также об особенностях работы с иностранными публичными лицами.
Закон предписывает организациям разрабатывать правила внутреннего контроля и назначать ответственного специалиста за соблюдение законодательства о легализации денежных средств. Кредитные организации должны разрабатывать внутренние правила с учетом рекомендаций Банка России .
В этих правилах определяются процедуры по выявлению подозрительных, необычных сделок и доведение их до сведения контролирующего органа. Закон также предписывает, в каких случаях кредитная организация имеет право отказать физическому или юридическому лицу в проведении операции.
Отдельно в законе прописаны права и обязанности адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
Глава 3 закона посвящена организации деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В ней указывается, что уполномоченный орган, отвечающий за противодействие, определяется президентом и является федеральным органом исполнительной власти.
В обязанности уполномоченного органа входит сбор информации о сделках, связанных с легализацией доходов, и при наличии достаточных оснований передача материалов в правоохранительные органы. При этом уполномоченный орган может своим распоряжением приостановить подозрительные операции на срок до пяти дней.
Работники уполномоченного органа обязаны сохранять в тайне получаемую ими информацию. Вред, причиненный уполномоченным органом или его сотрудниками юридическим или физическим лицам, подлежит компенсации в соответствии с действующим законодательством.
Глава 4 посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В ней, в частности, говорится об обмене информацией с соответствующими органами других стран, о признании приговоров и о выдаче преступников.
Глава 5, заключительная, говорит об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, о прокурорском надзоре за его соблюдением и порядке обжалования решений уполномоченного органа.
Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.
Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов , полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является защита прав граждан и государства.
Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.
На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ
Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ
Категория | Субъекты |
Физические лица | Российские граждане. |
Иностранные граждане. | |
Лица без гражданства. | |
Организации и индивидуальные предприниматели | Кредитные организации. |
Участники рынка ценных бумаг. | |
Страховые компании. | |
Федеральная почтовая связь. | |
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них. | |
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д. | |
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов. | |
Занимающиеся операциями с недвижимостью. | |
Потребительские кооперативы. | |
Микрофинансовые организации. | |
Операторы связи и т.д. | |
Иностранные структуры. |
Действия, направленные на реализацию закона
К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.
Контроль операций
Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.
Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю
Сумма | Суть операции |
≥600 тыс. руб | Операции с денежной наличностью. |
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса. | |
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты. | |
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные. | |
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента. | |
Обмен банкнот одного достоинства на другое. | |
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности. | |
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории. | |
Операции по счетам и вкладам. | |
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.). | |
Поставки по оборонному заказу. | |
≥ 3 млн руб | Сделки с недвижимостью. |
≥ 100 тыс. руб | Получение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес. |
≥ 10 млн руб | Операции организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК. |
Независимо от суммы | Один из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности. |
Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г. Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и несоответствие сделки целям деятельности компании. Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.
Основные обязанности финансовых организаций
- Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
- Обновление полученной ранее информации.
- Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
- Блокирование денежных средств и другого имущества.
- Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
- Хранение информации.
Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев
Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.
Таблица 3. Критерии идентификации
Обновление ранее полученной информации
Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности — в течение семи рабочих дней.
Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.
Фиксация и представление информации уполномоченному органу
В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:
- Вид операции.
- Причины для ее совершения.
- Дата операции.
- Сумма.
Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.
Блокирование счетов
Финансовые организации обязаны и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.
Хранение информации
Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Права финансовых организаций
При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:
- Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
- Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
- Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.
Ограничение прав кредитных организаций
Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.
Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.
Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом
Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.
Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.
Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.
Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.
Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ
Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.
В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.
- Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
- Современный этап развития человечества
- Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
- Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
- Семь советов от Отцов Церкви
- Унжа (Костромская область)
- Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы