Войти
Образовательный портал. Образование
  • Ванильный кекс с кусочками шоколада
  • Торт на сковороде за 20 минут
  • Свинина с грибами и сыром в духовке: самые удачные рецепты
  • Сушеная спаржа быстрого приготовления
  • Секреты правильной сушки и хранения чеснока
  • Классические чебуреки со свиным фаршем
  • Письменное объяснение по делу об административном правонарушении. К данному материалу относятся разделы. Правовое положение федеральных агентств: понятие, функции, организационная структура, полномочия

    Письменное объяснение по делу об административном правонарушении. К данному материалу относятся разделы. Правовое положение федеральных агентств: понятие, функции, организационная структура, полномочия

    ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИНСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


    Производство по делам об административных правонарушениях наиболее полно урегулировано нормами материального и процессуального административного права.

    Его правовые основы закреплены в настоящее время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Выражаются они в следующем:

    1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях заключаются в обеспечении своевременного, всесторонне полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела; разрешении его в полном соответствии с законом; обеспечении исполнения вынесенного по делу постановления; выявлении всех причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждении правонарушений, воспитании граждан в духе соблюдения законов и укрепления правопорядка(ст.225). Налицо сочетание превентивных и карательных (показательных) целей, что полностью соответствует духу законодательства о борьбе с правонарушениями такого рода.

    2. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также названным Кодексом.

    При этом надо учитывать, что административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации).

    Указанный порядок, в частности, предусматривает обстоятельства, при которых производство по делу исключается. Это: отсутствие события и состава административного правонарушения; недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-ти летнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие; действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; издание акта амнистии, если он отменяет применение административного взыскания; отмена акта, устанавливающего административную ответственность и т.п. (ст.227).

    Наступление этих обстоятельств влечет за собой следующие правовые последствия: производство не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

    Если при рассмотрении дела обнаружится, что в административном правонарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

    3. Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера, производство по делам об административных правонарушениях может быть рассмотрено с позиций его организационной структуры, под которой понимается совокупность конкретных процессуальных стадий. Каждая из них имеет свое процессуальное назначение, закрепленное в административно-процессуальных нормах, и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий в интересах достижения стоящих перед производством задач. Содержание российского Кодекса об административных правонарушениях позволяет выделить следующие основные стадии производства: возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение решения (постановления) по делу, исполнение принятого решения, обжалование или опротестование решения.

    Указанные статьи являются результатом логического анализа соответствующих административно-процессуальных норм; прямо они в Кодексе (КоАП) не фиксируются. В принципе они характерны не только для данного вида административного производства и могут быть обнаружены в рамках любого его вида. Поэтому их характеристика в рассматриваемом варианте имеет обобщающее значение.

    Возбуждение дела об административном правонарушении.

    Это начальная стадия производства и применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно- протокола об административном правонарушении (ст.234).

    Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего полномочного должностного лица, постоянно инициатором возбуждения дела является именно оно (в некоторых случаях – представитель общественного объединения). Данный момент заслуживает внимания, так как административное производство в иных случаях может возбуждаться по инициативе, например, граждан общественных объединений и даже исполнительных органов.

    Возбуждение дела по своему юридическому значению может квалифицировать в качестве процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального отношения. Разумеется, что исходным юридическим фактом при этом является совершение административного правонарушения. Однако, такое должно быть, во-первых, обнаружено, и, во-вторых, процессуально оформлено, чему способствует совершение административного правонарушения. Налицо – сложный юридический факт.

    Если дело возбуждается не по инициативе должностного лица, он не вправе отказаться от его возбуждения; в случае его некомпетентности в его обязанности входит разъяснение установленного для возбуждения данного дела порядка либо направление дела по принадлежности.

    Составление протокола не всегда обязательно. Так, при совершении административного правонарушения, за которое установлено административное взыскание в виде минимального административного штрафа (например, одна десятая минимального месячного размера оплаты труда), протокол не составляется, если лицо не оспаривает допущенное им правонарушение и налагаемое на него административное взыскание. Он не составляется и в случаях наложения и взимания штрафа, а также оформления предупреждения непосредственно на месте совершения правонарушений.

    Установлены определенные требования к содержанию протокола с целью обеспечения последующего ведения производства с наибольшей эффективностью и законностью. Его реквизиты следующие: дата и место составления; данные составителя протокола; сведения о личности нарушителя; место, время совершения административного правонарушения и его существо; нормативный акт, предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение; данные о свидетелях и потерпевших, если они имеются; объяснения нарушителя; иные, необходимые для разрешения дела сведения.

    В протоколе также фиксируются доказательства, т.е. любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

    Протокол подписывается лицом, его составившим и лицом совершившим административное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. Лицо, совершившее административное правонарушение, может отказаться от подписи протокола; в таком случае в нем делается запись об этом. Оно вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по его содержанию, а также изложить свои мотивы от отказа от подписи протокола.

    При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его процессуальные обязанности и права.

    Протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

    Если протокол невозможно составить на месте совершения правонарушения, а его наличие обязательно, нарушитель должен быть доставлен в милицию. При нарушении отдельных правил (например, пользования средствами транспорта, пожарной безопасности, лесонарушений и т.п.) доставление может быть осуществлено уполномоченными на то работниками в целях совершения административного протокола, если у нарушителя нет документов, удостоверяющих личность.

    На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.239). Их цель – установление личности правонарушителя, составление протокола при невозможности его составления на месте, обеспечение своевременного и правильного разрешения дела. К числу таких мер относятся: административное задержание лица; личный досмотр; досмотр вещей, транспортных средств; изъятие вещей и документов.

    Административное задержание , одновременно являющееся и мерой пресечения правонарушения, оформляется составлением протокола. По просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а о задержании несовершеннолетних – в обязательном порядке родители или лица, их заменяющие.

    Для административного задержания установлены определенные сроки.

    Оно, как правило, не может быть более 3 часов. При нарушении пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу для установления личности и выяснении обстоятельств правонарушения задержание возможно до 3 суток с сообщением об этом письменно прокурору в течении 24 часов с момента задержания или на срок до 10 суток с санкции прокурора, если правонарушитель не имеет документов, удостоверяющих его личность. За мелкое хулиганство, нарушения порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, торговлю с рук в неустановленных местах нарушители могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей или руководителем органа внутренних дел.

    Административное задержание вправе осуществлять органы внутренних дел, пограничные войска и т.п.

    Личный досмотр (ст.243) может производится уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, таможенными органами и пограничными войсками в присутствии понятых. Досмотр вещей может производиться должностными лицами органов внутренних дел, таможенных и пограничных органов, природоохранительных инспекций и т.п. в присутствии лица, в собственности которого находятся вещи. В экстренных случаях досмотр вещей возможен в отсутствии собственника (владельца) вещей, но с участием двух понятых.

    О проведении досмотра в любом его виде делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

    Изъятие имущества и документов (ст.244), являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженных при задержании или досмотре, осуществляется теми же должностными лицами, производившими задержание или досмотр. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении. После рассмотрения дела они либо конфискуются, либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются; при возмездном изъятии они реализуются.

    Отстранение от управление транспортным средством, освидетельствование его на предмет опьянения, задержание транспортного средства (ст.245) – процессуальные меры, применяемые в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что управляющее транспортным средством лицо находится в состоянии опьянения, либо оно не имеет права на управление данным транспортным средством. Задержание транспортного средства производится должностными лицами органов внутренних дел и оформляется отдельным протоколом или же в протоколе об административном правонарушении делается соответствующая запись.

    Рассмотрение дела об административном правонарушении.

    Считается центральным звеном производства, в рамках которого наиболее отчетливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Её содержание может быть раскрыть на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, среди которых прежде всего – вопрос об органах (должностных лицах) , уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III Кодекса). В их числе:

    Ø Административные комиссии рассматривают все дела об административных правонарушениях, за исключением отнесенных к компетенции иных органов (должностных лиц). В частности они рассматривают дела о нарушении права государственной собственности на леса и животный мир, о бесхозяйственном использовании земель государственного лесного фонда, о нарушении правил охраны и использования памятников истории и культуры, правил содержания собак и кошек, о жестоком обращении с животными, о повреждении телефонов-автоматов, о нарушении правил торговли на рынках, об уклонении от подачи декларации о доходах, о занятии проституцией, о самоуправстве, о нарушении законодательства о религиозных культах и т.п. (ст. 199);

    Ø Администрация районов, городов, поселков, сел и т.п. (в настоящее время их компетенция четко не определена);

    Ø Комиссии по делам несовершеннолетних, рассматривающие дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих (например, за появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и т.п.) – ст. 201 КоАП;

    Ø Районные (городские)народные суды (народные судьи) рассматривают дела об воспрепятствовании осуществлению избирательного права и осуществлению полномочий доверенного лица, вмешательстве в деятельность избирательной комиссии, нарушения законодательства о референдуме, мелком хищении государственного или общественного имущества, повреждения транспортных средств общего пользования и их внутреннего оборудования, торговле с рук в неустановленных местах, мелком хулиганстве, злостном неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника милиции и т.п. (ст. 202 КоАП);

    Ø Органы внутренних дел (милиции)рассматривают дела весьма широкого круга; о незаконном приобретении и хранении наркотических средств, нарушении правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, нарушении правил дорожного движения пешеходами, нарушении правил перевозки опасных веществ и предметов на транспорте, безбилетном проезде, незаконных операциях с иностранной валютой, мелком хулиганстве и т.п. (ст.203 КоАП). При этом определена компетенция конкретных должностных органов внутренних дел;

    Ø Органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные функции: государственного пожарного надзора, Госгортехнадзора, госатомнадзора, госкомсанэпиднадзора, ветеринарного надзора, антимонопольного комитета, а также природоохранительные инспекции, контрольно-ревизорные органы на транспорте, таможенные органы и т.п. (ст.204-224 КоАП);

    Ø Правовые и технические инспектора Министерства труда Российской Федерации и т.п.

    Следующий вопрос, связанный с процессуальной характеристикой стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях – о лицах, участвующих в производстве. К ним относятся: лицо, совершившее правонарушение; потерпевшие; законные представители; адвокат; свидетели; эксперты; переводчики. Естественно, что участником является орган (должностное лицо), уполномоченный на рассмотрение и разрешение дел, а также должностное лицо, возбудившее данное дело.

    КоАП Российской Федерации определяет процессуальный статус каждой из названных сторон, акцентируя при этом внимание на правах и обязанностях лица, привлекаемого к административной ответственности. Оно вправе: знакомится с материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства; пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Дело должно рассматриваться в его присутствии; рассмотрение дела в его отсутствии допускается лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайства об отложении рассмотрения дела. Ряд дел рассматривается с обязательным участием привлекаемого; в случае его отклонения от явки по вызову органа внутренних дел или народного судьи оно может быть органом милиции подвергнуто приводу.

    Потерпевший – лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Он может выступать и в качестве свидетеля, знакомиться со всеми материалами дела и заявлять ходатайства.

    Законные представители вправе предъявлять в процессе рассмотрения дела интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, а также потерпевшего, являющегося несовершеннолетними или лицами, не способными в силу своих физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять свои права. Это – родители, попечители, усыновители и опекуны.

    Адвокат оказывает юридическую помощь лицу, знакомится со всеми материалами дела, заявляет ходатайства, по поручению лица, пригласившего его, и от его имени приносит жалобы по постановлению по делу.

    Свидетели могут быть вызваны для участия в рассмотрении органом (должностным лицом), в производстве которого находится данное дело.

    Эксперт назначается органом (должностным лицом), рассматривающим дело в случаях, когда возникает потребность в специальных познаниях. Оно вправе знакомится с материалами дела, относящиеся к предмету экспертизы, заявлять ходатайства для дачи ему необходимых данных, с разрешения органа (должностного лица), рассматривающего дело, задавать вопросы по предмету экспертизы привлеченному к ответственности, потерпевшему, свидетелям.

    Переводчик назначается органом (должностным лицом), рассматривающим дело.

    Рассмотрение дела об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения или по месту жительства нарушителя , а также по месту учета транспортных средств.

    Установлены определенные сроки рассмотрения таких дел. Как правило, они рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом(должностным лицом), правомочным рассмотреть дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Некоторые дела рассматриваются в течении суток (например, о незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольшом размере либо их потребление без назначения врача), трех суток(например, о торговли с рук в неустановленных местах), в пятидневный срок(например, о мелком хищении государственного или общественного имущества), в семидневный срок(например, о нарушениях, связанных с использованием газа).

    Важное процессуальное значение имеет подготовка к рассмотрению дела, предусматривающая разрешение органом (должностным лицом) следующих вопросов: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлен протокол и другие материалы дела; извещены ли все участники рассмотрения дела о его месте и времени; истребованы ли необходимые материалы. Рассматриваются также ходатайства сторон.

    Порядок рассмотрения дела установлен следующий. Начинается оно с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Затем председательствующий или должностное лицо объявляют, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. После оглашения протокола о правонарушении заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении, исследуются доказательства, разрешаются ходатайства, заслушивается заключение прокурора, если он участвует в рассмотрении дела.

    Дальнейший этап работы – выяснение обстоятельств, от которых зависит решение , а именно: было ли совершено правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причинен ли правонарушением имущественный вред; есть ли основания для передачи дела на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации, трудового коллектива. Выясняются и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

    При рассмотрении дела ведется протокол, в котором фиксируются все процессуальные данные.

    Вынесение постановления по делу об административном правонарушении.

    Оно должно содержать следующие данные: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение. в случае одновременного решения вопроса о возмещении виновным имущественного ущерба в постановлении указывается размер ущерба, срок и порядок его возмещения. Одновременно решается судьба изъятых вещей и документов.

    Предусмотрено, что постановление по делу может быть двух видов: о наложении административного взыскания либо о прекращении дела производством. Последнее имеет место в следующих случаях: при объявлении устного замечания; передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива либо прокурору, органам следствия или дознания, а также тогда, когда устанавливаются обстоятельства, исключающие производство по делу.

    Постановление объявляется немедленно по окончанию рассмотрения дела. Копия постановления в течении 3 дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия вручается под расписку.
    Постановление в необходимых случаях (ст.264 КоАП) доводится до сведения администрации или общественной организации по месту работы (учебы) правонарушителя.

    По результатам рассмотрения дела при установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, орган (должностное лицо), вынесший постановление по делу, вносит в соответствующие организации и учреждения предложения о принятых мерах в течении месяца со дня поступления этих предложений.

    Исполнение постановления о наложении административных взысканий.

    Является заключительной стадией производства. Как правило, постановление подлежит исполнению с момента его вынесения. При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение в виде административного ареста, исправительных работ или штрафа (за исключением взыскания его на месте совершения правонарушения) невозможно, орган (должностное лицо), вынесший постановление, может отсрочить его исполнение на срок до одного месяца. В случае издания акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания, отмены акта, устанавливающего административную ответственность либо смерти виновного в правонарушении, исполнение постановления прекращается.

    Предусматривается давность исполнения постановления. Так, не подлежит исполнению постановление, если оно не было обращено к исполнению в течении 3 месяцев со дня вынесения. Конфискация контрабанды производится независимо от времени обнаружения.

    Установлен определенный порядок исполнения постановлений о наложении различных видов административных взысканий. Так, постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения приводится в исполнение вынесшим его органом (должностным лицом) путем объявления постановления после окончания рассмотрения дела (ст. 284 КоАП).

    Исполнение постановлений о наложении штрафа (ст. 285 КоАП). Штраф должен быть уплачен нарушителем в течении 15 дней со дня вручения ему постановления. При отсутствии заработка у лиц в возрасте от 16 до 18 лет, совершивших мелкое хулиганство или нарушение правил дорожного движения, штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих. Штраф взносится в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации.

    Возможно принудительное исполнение постановление о наложении штрафа в случае его неуплаты в установленный срок (ст. 286 КоАП). Постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии нарушителя. Если нарушитель не работает или взыскание штрафа из заработка невозможно, взыскание производится судебным исполнителем путем обращения взыскания на личное имущество нарушителя. При взимании штрафа на месте правонарушения нарушителю выдается квитанция (ст. 287 КоАП).

    Исполнение постановлений о возмездном изъятии предметов. Эти предметы передаются органом (должностным лицом), вынесшим постановление, для реализации в комиссионные магазины (или иные торговые предприятия) по месту нахождения имущества. Вырученные от реализации суммы передаются бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации предмета.

    Исполнение постановлений о конфискации осуществляется путем принудительного безвозмездного обращения предмета, явившегося орудием совершения правонарушения или его непосредственным объектом (например, предмет контрабанды), в собственность государства. Осуществляется постановление об этом судебными исполнителями, органами внутренних дел, надзорными, таможенными и другими органами.

    Исполнение постановлений о лишении специальных прав производится путем изъятия водительского удостоверения (удостоверения на право управление судном) уполномоченными на то органами (должностными лицами), а также путем изъятия в том же порядке охотничьих билетов (ст. 296 КоАП).

    Исполнение постановлений об исправительных работах. Постановление направляется на исполнение не позднее чем на следующий день после его вынесения. Исправительные работы отбываются по месту постоянной работы правонарушителя. Удержания в доход государства в размерах, определяемых постановлением, производятся в течении срока отбывания наказания. Отбывание наказания исчисляется временем, в течении которого правонарушитель работал и из его заработка производилось удержание. В случае уклонения лица от отбывания исправительных работ, примененных за мелкое хулиганство, постановлением народного суда (народного судьи) не отбытый срок исправительных работ может быть заменен штрафом или административным арестом (до пятнадцати суток).

    Исполнение постановлений об административном аресте осуществляется немедленно после его вынесения. Наказанные содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел и используются на физических работах. Заработная плата на месте постоянной работы не выплачивается (ст. 305 КоАП).

    Исполнение постановлений в части возмещения имущественного ущерба. Ущерб должен быть возмещен не позднее 15 дней со дня вручения нарушителю постановления. В случае его неисполнения постановление направляется для взыскания в порядке исполнительного производства, предусмотренного гражданско-процессуальным законодательством.

    Факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях является обжалование и опротестование постановлений по делам.

    Обжалование постановления о наложении административного взыскания может быть осуществлено лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим, а от имени привлеченного к административной ответственности – адвокатом.

    Установлен следующий порядок обжалования:

    a) Постановления административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних обжалуются в соответствующую администрацию (района, города) или в районный (городской) народный суд;

    b) Решения администрации – в вышестоящую администрацию или в районный (городской) народный суд;

    c) Постановления иных органов (должностных лиц):

    ☼ О наложении административного взыскания в виде штрафа – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд;

    ☼ О наложении иного административного взыскания– в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд;

    ☼ Постановление органа внутренних дел (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола – в вышестоящий орган(вышестоящему должностному лицу) и т.д. (ст. 267 КоАП).


    Таким образом, установленный порядок обжалования различен: либо предоставляется возможность выбора инстанции для подачи жалобы, либо таковая инстанция определяется однозначно, либо, наконец, допускается двухступенчатый порядок подачи жалоб. В тех случаях, когда жалоба подается в судебные органы, решение суда является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит.

    Жалоба может быть подана в течении десяти дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он, по заявлению жалобщика, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу. Подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение обжалуемого постановления, за исключением обжалования предупреждения, административного ареста, а также штрафа, налагаемого на месте совершения правонарушения.

    Жалоба рассматривается правомочным органом (должностным лицом) в десятидневный срок со дня ее поступления.

    При рассмотрении жалобы проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

    Ø Жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений;

    Ø Постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;

    Ø Постановление отменяется и дело прекращается;

    Ø Изменяется мера административного взыскания при условии, что оно не будет усилено.

    При установлении некомпетентности органа (должностного лица), вынесшего постановление по делу, постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение правомочного органа (должностного лица).

    Отмена постановления и прекращение дела влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений. При невозможности возврата предмета возвращается его стоимость.

    Административное задержание, личный досмотр, досмотр и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованными лицами в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору.

    Опротестование постановление о наложении административного взыскания осуществляется прокурорами. Сроки рассмотрения протестов и последствия их принесения такие же, как и при обжаловании. Прокурор вправе опротестовать и решение, принятое по жалобе; протест в таком случае вносится в вышестоящий орган по отношению к принявшему постановление. Кроме того, прокурор вправе возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, участвовать в рассмотрении дела, давать заключения по вопросам, возникающим в ходе его рассмотрения.

    Постановление народного судьи по делу об административном правонарушении может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста председателем вышестоящего суда. Аналогичен порядок отмены постановлений начальников органов внутренних дел (в последнем случае имеется в виду вышестоящий начальник).

    Такова общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях. В основном правила его ведения распространяются и на другие случаи рассмотрения и разрешения индивидуальных дел в порядке административного производства.

    Иногда отдельные виды производства по административным правонарушениям дополнительно регламентируются специальными нормативными актами ведомственного характера. Так, Министром внутренних дел Российской Федерации 23 марта 1993 года была утверждена "Инструкция по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в обеспечение безопасности дорожного движения".


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.

    Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

    Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

    Судебное разбирательство по административному делу

    Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

    Сроки и решения в административном судопроизводстве

    При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

    1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
    2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
    3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
    4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

    Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

    Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

    Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

    Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

    Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

    После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

    Отложение судебного разбирательства по административному делу

    Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

    • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
    • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
    • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
    • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

    Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

    Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

    Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

    Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

    По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

    • копия нормативно-правового акта;
    • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
    • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
    • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

    Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

    Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

    Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

    Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

    В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

    Лица, содействующие производству по делу

    1. Лицо, в отношении отлого ведется производство по делу об административном правонарушении . Права - знакомиться с материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, представлять доказательства, заявлят отводы, пользоваться услугами защитника, право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. 2. Потерпевший . Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен имущественный или моральный вред. 2 точки зрения˸ 1) если правонарушение посягает на публичный порядок, то потерпевшим не признается, страдают интересы государства (точка зрения таможенных органов); 2) потерпевший- любое лицо, чьим имущетсвенным интересам причинен вред вследствие совершения правонарушения. (Винницкий сторонник 2 точки зрения) 3. Законные представители физического лица. Родители, опекуны, попечителя, усыновители. Осуществляют защиту интересов физического ица в рамках производства п делу об адм правонарушения в случаях, в случае если данные лица являются несовершеннолетними, либо по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовывать предоставлены ого права. Полномочия представителя должны быть документально оформлены (например, свидетельство о рождении). 4. Законные представители юридического лица . Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об адм правонарушении или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляет ᴇᴦο законный представитель. Законом или учредительными документами ЮЛ могут быть предусмотрены иные лица, которые могут быт представителями. Производство по делу в отношении ЮЛ, очные рассмотрение, осуществляется с участием ᴇᴦο руководител, законного представителя или защитника. В отсутствии указанных лиц рассмотрение по делу возможно в следующих случаях˸ Если имеются доказательства надлежащего уведомления ЮЛ. Руководителем ЮЛ было подано ходатайство об отложении рассмотрения дела и данное ходатайство оставлено без удовлетворения. Судья, орган или ДЛ вправе признать явку руководителя, законного представителя обязательной. 5. Защитник и представитель . Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу, должна быть привлечен защитник, а для оказания помощи потерпевшему - представитель. Особых требований не установлено. Защитник и представитель допускаются до производства по делу с момента возбуждения производства по делу. 6. Свидетели . Свидетелем признается лицо, которому могут быт известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Права свидетелей˸ не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников (статья 51 Конституции); Давать показания на родном языке или на языке, которым он владеет Пользоваться бесплатной помощью переводчика Давать замечания по поводу правильности вынесения ᴇᴦο показаний в протокол. Опрос свидетеля не достигшее но 14 лет проводится в присутствии психолога или педагога. в присутствии законных представителей при необходимости. Свидетель должен быть предупрежден об адм ответственности за дачу заведомо ложных показаний, за отказ или уклонение от дачи показаний. 7 .Понятой . В качестве понятого должна быть привлечено любое незаинтересованное лицо. Число понятых- не менее 2-х случаи, в которых присутствие понятых обязательно, устанавливаются КоАПом (принятие мер обеспечения производства по делу).

    Судебная статистика Верховного Суда РФ выделяет среди рассмотренных дел уголовные, гражданские и административные дела , причем последние считаются делами об административных правонарушениях . В некоторых случаях можно наблюдать путаницу с определением характера дел: иногда говорят, что мировые судьи рассматривают гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях; районные суды – гражданские, уголовные и административные дела; суды уровня субъекта РФ — гражданские, уголовные и административные дела; военные суды – гражданские, уголовные, административные дела и дела об административных правонарушениях . Однако ни в одном из перечисленных случаев авторы не указывают принципиальных различий понятий «административные дела» и «дела об административных правонарушениях».

    И далее можно привести данные о структурировании содержания каждый месяц издаваемого в России Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации. Конечно, потенциала глубоко научных аргументаций этот пример не содержит. Однако он демонстрирует нестабильность представлений даже специалистов о сущности и содержании административного судопроизводства и термина «административные дела». Например, в одном из выпусков указанного Бюллетеня в разделе «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации» выделяются разделы: по уголовным делам; по гражданским делам; по административным делам . В последнюю категорию дел редакция Бюллетеня включает, например: «Практика рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части» . Следует отметить, что в указанных разделах вообще не идет речь о делах об административных правонарушениях . В других же случаях, в разделе «По гражданским делам» появляется подраздел «Практика рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений», в котором также приводятся примеры судебной деятельности по признанию оспариваемых норм (оспариваемого акта) недействующими или соответствующими закону. Здесь же редакция Бюллетеня публикует материалы под рубрикой «Вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» .

    Ученые, комментирующие соответствующие статьи Конституции РФ, понимают административное судопроизводство именно в смысле осуществляемого судьями производства по делам об административных правонарушениях. Например, в одном из комментариев к Конституции РФ отмечается, что регулирование административного судопроизводства в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, «поэтому установление порядка административного судопроизводства КоАП, который был принят до введения в действие Конституции, не противоречит конституционным положениям о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами» . Таким образом, в данном толковании административное судопроизводство устанавливается КоАП.

    Однако самим законодателем деятельность по применению административных наказаний (даже если это осуществляется судьями) административным судопроизводством не называется. Думается, что при принятии решения и установлении конституционности тех или иных норм федеральных законов Конституционный Суд РФ должен находиться в «границах или пределах» категорий и терминов, используемых самим законодателем; если же в законодательных актах какой-либо термин отсутствует вообще, то следует исходить из характера регулируемых указанным законом отношений и не давать данному понятию расширительное толкование. То есть вряд ли оправданно, когда Конституционный Суд РФ, пытаясь «оценить» соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях, в которых отсутствует термин «административное судопроизводство», вместе с тем определяет легитимность указанной категории для производства в судах дел об административных правонарушениях. Можно задать вопрос: почему же тогда КоАП РФ 2002 г. не установил в своих статьях понятие «административное судопроизводство»?

    Суд осуществляет правосудие по спорным делам, содержащим спорные правоотношения. Как отмечается в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» участниками спорных правоотношений (по делам, которые рассматриваются арбитражными судами) могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и иными федеральными законами, Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

    Дела об административных правонарушениях – это дела о применении наказания, т.е. возникающие в известном смысле вне спорных отношений, это дела о деликте — административном правонарушении. Государство обязано создать условия и формальный порядок разрешения таких дел и применения к виновным в совершении правонарушений установленных наказаний (уголовных или административных). Административные дела – это дела о претензии (о жалобе), это притязание субъекта права к государству, административной власти, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

    Поэтому, если строго анализировать ст. 118 Конституции Российской Федерации, приходится сделать вывод о том, что именно в Конституции РФ заложена идея формирования административного судопроизводства как формы осуществления судебной власти в стране. Если бы законодатель, формулируя содержание ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, понимал бы под «административным судопроизводством» «производство по делам об административных правонарушениях», то тогда нужно было бы данную статью дополнить термином «производство по делам об административных правонарушениях». Думается, что законодатель целенаправленно («сознательно») сформулировал ч. 2 ст. 118 Конституции РФ таким образом, когда под «административным судопроизводством» нужно понимать рассмотрение судом дел, возникающих из административно-правовых и иных публично-правовых отношений.

    Как известно, законодательство об административных правонарушениях (в его материальном и процессуальном содержании) было разработано и действовало на практике с советских времен, то есть задолго до принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации, закрепившей термин «административное судопроизводство». Как, впрочем, и другие виды правосудия в России – уголовное или гражданское судопроизводство — имели долгую историю становления и развития. Однако в тексте Конституции Российской Федерации в 1993 году появился термин «административное судопроизводство»; этой для того времени, несомненно, правовой новеллой законодатель подчеркивал новое качество судебной власти и необходимость формирования нового качества самого российского правосудия. Следовательно, никакая идентификация административного судопроизводства с производством по делам об административных правонарушениях вообще не должна предприниматься.

    В ФКЗ от 07 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в п. 2 ст. 4 установлено, что суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами. Таким образом, в такой постановке термин «административные дела» дает основания другого толкования данного института. Во-первых, Федеральный конституционный закон, устанавливая в тексте этот термин – «административные дела», дает основания для предположений о его непосредственном и главном взаимодействии с термином «административное судопроизводство». Во-вторых, «административные дела» напрямую связываются с необходимостью защиты нарушенных или оспариваемых прав , свобод и охраняемых законом интересов . Таким образом, административно-деликтологические характеристики «административных дел» в данном случае не приемлемы; речь идет о судебной защите прав, свобод, законных интересов физических или юридических лиц. Именно поэтому дело об административном правонарушении, теоретически рассуждая, может быть отнесено к категории «административных дел». Однако по своему содержанию с позиции как предмета административно-правового спора, состава участников судебного разбирательства, так и особенностей процессуальных правил дела об административных правонарушениях – это не административные дела в смысле рассматриваемой статьи ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

    Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) наиболее юридически грамотно распределил подведомственность дел арбитражному суду (ст. 27-33 АПК РФ). Анализируя нормы АПК РФ по распределению подведомственности дел арбитражным судам, можно констатировать наличие нескольких важнейших положений, относящихся к административному судопроизводству.

    Во-первых, законодатель в ст. 29 АПК РФ устанавливает подведомственность арбитражным судам экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений .

    Во-вторых, используется термин «административное судопроизводство » или «порядок административного судопроизводства».

    В-третьих, административное судопроизводство является формой разрешения возникающих из административных и иных публичных правоотношений экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

    В-четвертых, административным судопроизводством законодатель считает рассмотрение арбитражными судами указанных споров и иных дел:

    • об оспаривании нормативных правовых актов в сферах, которые в полной мере установлены подпунктом 1 пункта 1 ст. 29 АПК РФ, например: налогообложение; валютное регулирование и валютный контроль; таможенное регулирование; антимонопольное регулирование; регулирование банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; несостоятельность (банкротство); в этих правовых нормах также определено, что дополнительные случаи правового регулирования могут предусматриваться соответствующим федеральным законом и в иных сферах;
    • об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
    • об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
    • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
    • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

    Глава 22 АПК РФ устанавливает особенности рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений; глава 23 АПК РФ посвящена установлению порядка рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов ; глава 24 АПК РФ регламентирует порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов , решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. В главе 25 АПК РФ определяется порядок рассмотрения дел о привлечении лиц к административной ответственности; в этой же главе устанавливаются правила разрешения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении соответствующих лиц к административной ответственности.

    Таким образом, Арбитражный процессуальный кодекс РФ связывает термин «административное судопроизводство» с рассмотрением арбитражными судами различных по своему предмету экономических споров и иных дел, возникающих из административных и других публичных правоотношений. Административное судопроизводство (с позиции норм АПК РФ) – это и производство в арбитражном суде по оспариванию нормативных или ненормативных правовых актов, и производство по делам об административных правонарушениях. Следует отметить, что АПК РФ и ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 4) являют важнейшими федеральными законами в России, которые вслед за Конституцией РФ используют понятие «административное судопроизводство».

    Следовательно, внимательно изучая многочисленные нормативные положения АПК РФ, касающиеся административного судопроизводства, можно констатировать дуализм его правового процессуального содержания. С одной стороны, административное судопроизводство в арбитражном процессе связывается с обеспечением законности в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и иных органов, т.е. когда арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности . С другой стороны, административное судопроизводство в арбитражном процессе имеет явно деликтный характер, ибо арбитражные суды могут рассматривать отнесенные к их компетенции дела об административных правонарушениях. Результатом первого вида судопроизводства является решение суда о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими или не соответствующими (в этом случае, следовательно, и не действующими полностью или в части) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в то время как итогом деликтного процесса (разбирательства) становится вынесение постановления о применении административного наказания. И тем не менее, с точки зрения законодателя, оба этих вида судебной деятельности называются «административным судопроизводством».

    Весьма авторитетные представители науки гражданского процессуального права, рассматривая перспективные направления совершенствования системы гражданской юрисдикции, отмечают необходимость проведения специализации различных органов, образующих эту систему. Например, В.В. Ярков, размышляя о будущем административного судопроизводства, указывает на существование особенностей по целому ряду его составляющих, которые и определяют целесообразность модификации процессуальной формы и учета особенностей публичного права . Он считает необходимым создание специального суда, рассматривающего иски против государства и государственных органов, как участника гражданского оборота; автор не исключает создание в будущем административных судов, которые могут учреждаться, по его мнению, как специализированные судебные присутствия в рамках федеральных судов в тех регионах, где географический фактор имеет существенное значение .

    Даже краткий анализ современных научных положений относительно проблемы гражданского судопроизводства , в которой отчетливо прослеживается идея так называемой его дифференциации . На эту тему в течение последнего времени подготовлено несколько научных трудов . Такими терминами, как «дифференциация», «унификация», «упрощение», «оптимизация» гражданского и арбитражного судопроизводства, можно объяснить многие проблемы современного российского судопроизводства, а также повлиять на характер обсуждения тематики «административное судопроизводство». Особенно трудно понять рассуждения авторов о принадлежности к гражданскому процессу производства по делам, возникающим из публичных правоотношений», которые пишут о «дифференциации цивилистического процесса» . Административный процесс по определению не должен включаться в структуры цивилистического процесса! За такими терминологическими изысками забывается самое главное – существует ли особенности административного судопроизводства ? Если нет, то тогда в науке появляется возможность для отстаивания мнения о необходимости изменения Конституции Российской Федерации, установившей особый вид судопроизводства – административное судопроизводство. Однако, если внимательно изучить современные труды по гражданскому судопроизводству, то даже и там обнаружим правильное мнение о необходимости создания законодательства об административном судопроизводстве. Например, Е.В. Слепченко делает вывод о том, «есть все основания для вывода о необходимости унификации рассматриваемых процессуальных правил, изъятия их из АПК РФ и размещения в едином Кодексе административного судопроизводства РФ» . Одним из важнейших выводов в работе Е.В. Слепченко можно считать утверждение, что «разделение норм административно-процессуального права между тремя кодексами – ГПК РФ, АПК РФ и КоАП РФ – не обеспечивает, на наш взгляд, необходимого уровня защиты прав граждан и организаций от произвола власти» . Однако, несмотря на позитивные и правильные рассуждения автора по указанным вопросам, окончательный вывод – весьма необоснован и поэтому противоречив. Е.В. Слепченко говорит о том, ни формализация административного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства, ни реализация предложения о принятии Кодекса административного судопроизводства «вовсе не свидетельствует о необходимости создания специальных административных судов» . Автор предлагает оставить проблему не решенной; «все дела, возникающие иоз административных и иных публичных правоотношений, должны рассматриваться судами общей юрисдикции, специализированными составами и коллегиями этих судов. Арбитражные суды при этом должны быть объединены с судами общей юрисдикции в единую судебную систему. Все это позволит снять достаточно острую проблему определения подведомственности указанных дел, которые в настоящее время рассматриваются как судами общей юрисдикции, та и арбитражными судами» .

    Рассуждения Е.В. Слепченко об объединении арбитражных судов с судами общей юрисдикции в «единую судебную систему» поначалу показались сильно новаторскими и рассчитанными на далекую перспективу. Но, как оказалось, это только на первый взгляд. В конце октября 2012 г. появилась информация о планах объединения (слияния) Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного Суда РФ , а сразу за ней – новая идея о переезде объединенного суда в г. Санкт-Петербург . Наверное, так и будет в будущем.

    Н.А. Громошина, рассуждая о специализированных судах, утверждает, что «растаскивание, дробление относительно единого сегодня гражданского судопроизводства приведет к более зримым негативным последствия» . Как можно понять из научного анализа обсуждаемой проблемы, автор – против специализированных судов, ибо ставится прямой вопрос: «допустимо ли за счет нищего государства проводить сомнительные социальные эксперименты?» . Про «нищее» российское государство и по многочисленные эксперименты можно говорить предметно в других статьях. Сейчас лишь нужно подчеркнуть, что вновь и вновь отрицается идея формирования административного судопроизводства и административных судов из-за нехватки финансов, «плохих дорог в России», не обеспечивающих доступности правосудия для «простых граждан». Здесь же нужно добавить, что в научных трудах постоянно повторяются одни и те же аргументы «против» учреждения в России административных судов.

    В научных трудах, посвященных проблемам правосудия по гражданским делам, данный вид судопроизводства определяется как «деятельность суда общей юрисдикции или арбитражного суда по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных к их компетенции гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством, которое устанавливает и сам порядок судопроизводства» . Таким образом, во-первых, очевидно, к гражданским делам автоматически тогда относятся и «дела, возникающие из публичных правоотношений»; а, во-вторых, только гражданское и арбитражное процессуальное законодательство относит данные дела к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Именно здесь можно поставить вопрос: а соответствуют ли такие правовые положения конституционно-правовой норме о формах осуществления судебной власти в России и о самом предназначении административного судопроизводства? Не создаются ли такими нормативными констатациями предпосылки для ограничения доступа к правосудию и за защитой нарушенных прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц? А где же тогда местонахождение административного процессуального законодательства, административного права, административной практики, административно-правовых споров? Каким образом можно обосновать принадлежность негативных результатов действия норм административного права к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Говорят, что такие нормы устанавливают ГПК РФ и АПК РФ. Но ведь эти кодексы появились в процессе законотворческой деятельности в условиях соответствующей концепции и господствовавших в те годы правовой идеологии в формировании процессуального законодательства. Времена меняются – изменяться должно и процессуальное законодательство. Здесь вполне уместно согласиться с мнением П.П. Серкова, который пишет, что «полномочия на рассмотрение административных дел разделены между судами общей юрисдикции и арбитражными судами главным образом с помощью норм АПК РФ, то есть законодательного акта, кодифицированного в качестве своеобразного аналога ГПК РФ с учетом специфики экономических споров» . При этом П.П. Серков весьма критически оценивает ситуацию, когда подведомственность арбитражных судов по административным делам определяется законодателем, в частности, в ч. 1 ст. 29 АПК РФ путем введения в оборот такого понятия, как «экономический спор, возникающий из административных и иных публичных правоотношений»; при этом, как подчеркивает автор, в законе не указываются «ни одного правового признака, позволяющего определить, когда такой спор имеет место» .

    Учеными отмечается, что «из «буквы» и «духа» ст. 46 Конституции РФ, а также из правовых позиций, неоднократно высказывавшихся Конституционным Судом РФ, вытекает, что в суд можно обратиться за разрешением любого спора, затрагивающего права и интересы гражданина либо иного субъекта российского права, в том числе и спора, вытекающего из публичных правоотношений» . Здесь сразу же возникает вопрос: а что же в этом случае должен был утверждать Конституционный Суд России? Что у нас в стране нет гарантий рассмотрения судом возникающих правовых споров, в том числе и между гражданами и административными органами и их должностными лицами? Конституционный Суд РФ всегда будет констатировать наличие правовых возможностей и правовых механизмов для оспаривания в суде действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц. По-другому и невозможно представить ответы на данные вопросы. Однако остается открытым вопрос: совпадает ли административное судопроизводство по всем своим признакам, назначению, принципам осуществления известным стандартам гражданского процессуального и арбитражного процессуального правосудия? Думается, весьма сложно будет положительно отвечать на данный вопрос, учитывая конституционно-правовой смысл нормы об административном правосудии.

    См., например: Судебная статистика за 2001 г. //Рос. юстиция. 2002. № 8. С. 69-70.

    См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации /Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 887-888.

    См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2012. — № 2. – С. 30-33; № 10. – С. 27-29.

    См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2011. — № 4. – С. 30-33; С. 36-37; Там же. – 2011. — № 8. – С. 17-20.

    Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

    1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

    2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

    3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

    4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

    Статья 25.2. Потерпевший

    1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

    2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

    3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

    4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего КодекСтатья 25.3. Законные представители физического лица

    1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

    2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

    3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

    4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

    5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

    Статья 25.4. Законные представители юридического лица

    1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

    2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

    3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

    4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

    Статья 25.5. Защитник и представитель

    1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

    2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

    3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

    4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

    5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

    Статья 25.6. Свидетель

    1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

    2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

    3. Свидетель вправе:

    1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

    2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

    3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

    4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

    4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

    5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

    6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

    Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

    Статья 25.7. Понятой

    1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

    2. Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 настоящего Кодекса. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

    3. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.

    4. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

    5. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

    Статья 25.8. Специалист

    1. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

    2. Специалист обязан:

    2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

    3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

    3. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

    4. Специалист вправе:

    1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

    2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

    3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

    5. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, специалист несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

    Статья 25.9. Эксперт

    1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

    2. Эксперт обязан:

    1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

    2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

    3. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

    4. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

    5. Эксперт вправе:

    1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

    2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

    3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

    6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

    Статья 25.10. Переводчик