Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • План внешнего управления должен предусматривать. Внешнее управление должником: план, цели и задачи

    План внешнего управления должен предусматривать. Внешнее управление должником: план, цели и задачи

    План внешнего управления должен быть утвержден собранием кредиторов, что позволяет прийти к выводу о его договорной природе. С этой целью управляющий, разработав не более чем через месяц с момента своего назначения план, должен не более чем через 2 месяца с момента назначения созвать собрание кредиторов для рассмотрения этого плана. При этом представить проект плана для ознакомления кредиторам либо обеспечить иную возможность ознакомления управляющий обязан не менее чем за 2 недели до даты проведения указанного собрания, вместе с уведомлением о дате и месте проведения собрания. В соответствии с Законом 1998 г. у управляющего, назначенного не одновременно с введением внешнего управления, возникали проблемы с соблюдением указанных сроков, т.к. 2-месячный срок исчислялся с момента введения внешнего управления.

    В собрании кредиторов помимо конкурсных кредиторов, имеющих право голоса, могут без права голоса участвовать внешний управляющий и представитель работников должника. Каждый участник собрания может высказать свое мнение по поводу целесообразности осуществления тех или иных мероприятий плана и возможных их результатов.

    Вопрос-проблема: Возможна ли корректировка положений плана непосредственно на собрании?

    Ответ на этот вопрос представляется положительным. По результатам обсуждения проводится голосование. Закон в п. 3 ст. 107 определяет круг возможный решений собрания кредиторов:

    Утверждение плана внешнего управления - это решение принимается квалифицированным порядком - большинством голосов от общего количества голосов кредиторов;

    Отклонение плана внешнего управления и обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства - поскольку решение может быть принято только в такой формулировке (иного Закон не предусматривает), то голосование по этому вопросу производится большинством голосов от общего количества голосов кредиторов;

    Отклонение плана внешнего управления - это решение голосуется обычным порядком; оно должно предусматривать срок созыва следующего собрания для утверждения нового плана внешнего управления (этот срок не может превышать 2 месяцев со дня вынесения решения собранием кредиторов);

    Отклонение плана внешнего управления и отстранение внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации и требований к кандидатуре нового внешнего управляющего - поскольку данное решение предполагает отстранение управляющего, то принято оно может быть только большинством голосов от общего количества голосов кредиторов.

    Вопрос-проблема: Каков порядок действий в случае невозможности принятия решения, связанного с отклонением плана, вследствие того, что на собрании не представлено количество голосов, необходимое для принятия решения?

    Закон четкого ответа не содержит; проблема в том, что на собрании, созванном повторно для решения этого же вопроса, решение принимается уже не большинством от общего числа голосов кредиторов, а 30% голосов. В рассматриваемом контексте это означает, что если кредиторы желают отклонить план внешнего управления (с одновременным признанием должника банкротом либо без такового, но с отстранением внешнего управляющего) им может не хватить голосов для принятия этого решения. Далее будет назначено новое собрание для рассмотрения этого же вопроса. Что делать, если в рамках подготовки этого собрания управляющий представит новый либо существенно подкорректированный план внешнего управления? Законно ли это? Поскольку Закон специально такую ситуацию не урегулировал, на основании общих положений мы приходим к выводу о том, что препятствий к таким действиям управляющего нет. Следовательно, повторное собрание обязано будет рассмотреть новый план внешнего управления по существу и принимать решение именно по нему, но уже большинством 30% голосов от общего числа голосов кредиторов.

    На мой взгляд, данный ответ является результатом буквального толкования.

    Однако возможен и противоположный взгляд на данную проблему. Можно обосновать точку зрения, в соответствии с которой повторное собрание должно рассматривать именно первый план внешнего управления, несмотря на поправки, внесенные в него управляющим (одним из аргументов в пользу этой позиции может служить то, что в этом случае кредиторы могут не успеть за две недели до проведения собрания ознакомиться с новым планом - хотя следует отметить, что внешнему управляющему, организующему собрание, несложно предоставить им такую возможность). Вообще при решении данной проблемы ключевым является ответ на вопрос о том, что именно является предметом рассмотрения повторного собрания - план внешнего управления вообще либо план внешнего управления, рассматривавшийся первым собранием, созванным для этой цели.

    Между тем на практике встречаются ситуации, когда на повторное голосование выносится измененный план, что нередко обнаруживается гораздо позднее, может даже после изменения определенных мероприятий плана.

    Конечно, это влечет огромное количество проблем. Для того чтобы их избежать, кредиторам рекомендуется внимательно относиться к тексту плана внешнего управления - сравнивать его с первоначальным текстом.

    В случае утверждения плана внешнего управления он в течение 5 дней с даты проведения собрания направляется в арбитражный суд.

    Вопрос-проблема: Каковы полномочия суда в отношении плана внешнего управления?

    Закон не отвечает на этот вопрос; т.е. из норм Закона не следует, должен ли суд утверждать это решение; может ли он план внешнего управления не утвердить?

    Представляется, что направление утвержденного плана в суд носит технический характер; поскольку это специально не предусмотрено, суд не имеет права вмешиваться в порядок выражения кредиторами своей воли на осуществление мероприятий плана. Такие же проблемы возникали и в практике применения Закона 1998 г.; в результате ВАС РФ в п. 17 информационного письма N 43 уточнил этот вопрос, подчеркнув, что план внешнего управления утверждается только собранием кредиторов, но не арбитражным судом. При этом возникает проблема, связанная с ответом на вопрос: что делать суду при наличии в плане внешнего управления положений, нарушающих законодательство? На наш взгляд, в этом случае суду должно быть предоставлено право обратить внимание кредиторов на эти нарушения и впоследствии поставить вопрос об отстранении управляющего по причине недобросовестного исполнения им своих обязанностей (поскольку управляющий обязан составить план, соответствующий законодательству). В настоящее время суд не обладает правом отстранить управляющего по собственной инициативе; в любом случае это не влияет на исполнение плана внешнего управления. В связи с этим представляется необходимым предоставить суду право отказывать в утверждении плана при наличии в нем нарушений норм Федеральных законов.

    Если в течение 6 месяцев с момента введения внешнего управления в арбитражный суд план внешнего управления не представлен, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (заметим, что в соответствии с Законом 1998 г. этот срок был равен 6 месяцам; уменьшение срока говорит об ослаблении по данному параметру общей продолжниковой направленности Закона). Соответственно, на практике при возникновении подобной опасности кредиторы могут поставить перед управляющим вопрос о необходимости разработки плана, если признание должника банкротом для них нежелательно.

    Еще по теме 9. Утверждение плана внешнего управления:

    1. § 3. Внешнее управление как активная восстановительная процедура aaan 1. Понятие и цели внешнего управления aaak sssn

    Компания, попавшая в кризисное состояние, неминуемо приближается к банкротству. Процедура объявления банкротом достаточно сложна и требует соблюдения всех законодательно регламентированных этапов. Одним из них является назначение внешнего управляющего, который помогает максимально удовлетворить интересы кредиторов, пока организация еще не объявлена неплатежеспособной. Для этого управляющий должен составить особый план, о нюансах структуры и утверждения которого мы поговорим в этой статье.

    Понятие плана внешнего управления (ПВУ)

    Внешнее управление – это обязательный компонент дела об объявлении организации банкротом. Если владелец компании довел ее до такого состояния, что она вынуждена признаваться в несостоятельности, значит, он не может принимать мер по обеспечению собственных долгов. В интересах кредиторов нужно ввести независимое управление, чтобы можно было удовлетворить максимально большое количество финансовых обязательств.

    Как только на предприятии вводится внешнее управление, руководитель, как и его управляющие органы, больше не имеют прежних полномочий. Арбитражный суд, ведущий дело о банкротстве, назначает внешнего управляющего . Руководитель-банкрот должен в течение трех дней передать ему всю документацию фирмы, имеющиеся фонды, в том числе и нематериальные ценности, а также печати предприятия.

    Главное отличие деятельности внешнего управляющего – плановость. Закон обязывает представителя внешнего управления действовать не на свое усмотрение, как это делало руководство, а по заранее составленному и утвержденному плану, одобренному и прошедшему процедуру утверждения у заинтересованных лиц – собрания кредиторов. Этот документ крайне важен и носит название плана внешнего управления (ПВУ).

    Назначение плана внешнего управления

    Главная задача ПВУ – изыскание и планирование мер, направленных на восстановление платежеспособности предприятия, попавшего в долги. В рамках главной цели ПВУ предназначено для решения следующих задач:

    • установление условий принятия обозначенных мер;
    • определение порядка их реализации;
    • обозначение источников финансирования указанных мер;
    • уточнение сроков вероятного восстановления платежеспособности;
    • учет доходов и расходов несостоятельного предприятия;
    • обоснование целесообразности выбранных мер для достижения результата в означенные сроки.

    ВАЖНО! Составленный управляющим план внешнего управления обязан соответствовать действующему федеральному законодательству.

    Структура плана внешнего управления

    Типовая форма плана внешнего управления утверждена законодательным порядком. Для этого документа обязательны определенные части и пункты:

    1. Общая характеристика организации. В плане нужно перечислить основные реквизиты фирмы:
      • полное и сокращенное наименование;
      • форму собственности;
      • все коды статистики;
      • номер свидетельства о регистрации;
      • юридический адрес, а также почтовый;
      • номер расчетного счета.
    2. Также в этом разделе нужно привести организационную структуру компании, охарактеризовать менеджеров, на которых лежит ответственность за результаты деятельности предприятия.

    3. Анализ финансового состояния. Следует проанализировать учетную политику предприятия, результаты анализа свести в типовую таблицу. В нее заносятся финансовые показатели за три года. Тут же следует привести интерпретацию приведенных показателей в динамике.
    4. Мероприятия, призванные восстановить работоспособность должника. Внешний управляющий избирает ряд мер, наиболее эффективных с его точки зрения для финансового оздоровления организации и возвращения состоятельности. Этот пункт оформляется в виде таблицы, в которой содержатся основные характеристики выбранных мер:
      • название мероприятия;
      • срок, когда оно должно быть реализовано (завершено);
      • средства, нужные на реализацию, и их источники;
      • суммы, вырученные посредством реализации означенной меры.
    5. В качестве мероприятий по восстановлению внешним управляющим могут быть применены:

    • перепрофилирование;
    • закрытие нерентабельных частей производства;
    • взыскание задолженностей в пользу предприятия;
    • реализация определенной доли фондов;
    • продажа всего предприятия;
    • переуступка долгов;
    • приток уставного капитала (обеспечение взносов участников и т.п.);
    • замещение активов;
    • выпуск и размещение дополнительных акций и др.
  • Маркетинговая стратегия. Планирование с учетом положения на рынке.
  • План производства и продажи продукции предприятия. Нужно рассчитать эти показатели на весь период внешнего управления по кварталам: каков будет объем выпускаемой продукции (выполнения работ, оказания услуг) и сколько примерно будет за все это выручено (чистая прибыль, балансовая прибыль).
  • Финансовое планирование. Эта итоговая таблица, в которой по кварталам распределены все финансовые показатели за период вводимого внешнего управления.
  • Резюме ПВУ:
    • срок реализации ПВУ;
    • сумма требующихся на реализацию ПВУ средств;
    • финансовый итог реализации плана.
  • Заключение: график выплат по долгам. Порядок и объем удовлетворения интересов кредиторов.
  • Порядок составления и утверждения ПВУ

    После того как арбитражный суд назначил внешнего управляющего, у него есть максимум 30 дней для того, чтобы составить ПВУ. После этого план следует направить на утверждение собранию кредиторов.

    Текст плана следует направить в орган исполнительной власти, в чьей компетенции находится реализация госполитики в этой сфере. Получить план исполнительный орган должен не позже чем за 15 дней до назначенного собрания кредиторов. Свое заключение относительно плана орган предоставляет арбитражному суду.

    Собрание кредиторов должно быть созвано не позже 2 месяцев после назначения внешнего управляющего. Возможны такие варианты решений собрания кредиторов:

    1. Утвердить предоставленный на обсуждение ПВУ.
    2. Отклонить предоставленный план. Это решение влечет за собой ходатайство в арбитражный суд о следующем шаге в процедуре банкротства – открытии конкурсного производства. Это значит, что оздоровить предприятие и «выжать» из него средства на погашение долгов в данной ситуации нерентабельно.
    3. Переработать предоставленный план. Данный план отклоняется, но внешний управляющий должен предоставить на обсуждение собрания кредиторов новый (на это ему дается не более 2 месяцев, причем дата нового собрания назначается сразу).
    4. Отстранить внешнего управляющего. Собрание кредиторов может сделать вывод о том, что ни план, ни управляющий не отвечают их финансовым интересам. В таком случае учреждается , из которой избирается новый внешний управляющий.

    После утверждения в течение 5 дней план должен попасть в арбитражный суд. Заинтересованные лица могут ходатайствовать о признании его недействительным полностью или частично, такое решение может быть обжаловано.

    План разрешается изменять по установленной процедуре.

    Как составить план внешнего управления

    Написание плана – итог комплексной работы с исходными данными предприятия, включающей в себя:

    • финансовый анализ текущей ситуации;
    • на его основе – выбор антикризисных действий;
    • прогнозирование экономической ситуации при реализации запланированных мер;
    • формулировки в идее документа с регламентированной структурой.

    Для составления плана внешнего управления можно привлечь специализированные экспертные организации.

    Внешний управляющий осуществляет меры по восстановлению платежеспособности должника в соответствии с планом внешнего управления. План внешнего управления разрабатывается внешним управляющим не позднее чем через месяц с даты утверждения внешнего управляющего и представляется собранию кредиторов на утверждение. Этот план должен представлять меры по восстановлению платежеспособности должника, срок восстановления платежеспособности, а также обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок (ст. 106 Закона о банкротстве).

    План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Собрание кредиторов имеет право принять одно из следующих решений:

    · об утверждении плана внешнего управления. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов;

    · отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

    · отклонении плана внешнего управления как неприемлемого. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, который не может превышать 12 месяцев с даты принятия указанного решения;

    · отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требований к кандидатуре внешнего управляющего.

    В целях восстановления платежеспособности должника внешний управляющий осуществляет меры, предусмотренные планом внешнего управления. Их перечень не является исчерпывающим и определен ст. 109 Закона о банкротстве:

    · продажа предприятия должника;

    · продажа части имущества должника;

    · уступка прав требования должника;

    · исполнение обязательств должника иными лицами;

    · увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

    · размещение дополнительных обыкновенных акций должника; замещение активов должника.

    План внешнего управления должен содержать прогноз поступлений (притоков) средств к должнику (выручка по основной деятельности; реализация части имущества; исполнение обязательств должника третьими лицами; амортизационные отчисления и др.) и прогноз расходов (на закрытие нерентабельных производств; на реализацию имущества должника и иных мер по восстановлению платежеспособности; на судебные издержки др.)Наиболее часто встречающиеся в планах внешнего управления недостатки: неучет процентов, подлежащих начислению; отсутствие взаимоувязки данных по накоплению средств для погашения требований кредиторов с данными реестра требований кредиторов; существенное превышение сроками реализации мероприятий плана внешнего управления максимальных сроков внешнего управления и др.

    Если в течение четырех месяцев с момента введения внешнего управления арбитражному суду не представлен план внешнего управления, он вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    По итогам внешнего управления управляющий обязан составить отчет и представить его собранию кредиторов. Внешние управляющий обязан предоставить кредиторам возможность ознакомиться с отчетом не более чем за 45 и не менее чем за 10 дней до созыва собрания. В соответствии с п.3 ст.117 Закона о банкротстве отчет управляющего должен содержать:

    · баланс должника на последнюю дату;

    · отчет о движении денежных средств в течении внешнего управления;

    · счет прибылей и убытков должника;

    · сведения о наличии свободных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований по обязательствам и обязательным платежам;

    · расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

    · информацию об удовлетворении реестровых требований;

    · иные сведения о возможностях погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

    К отчету должен быть приложен реестр требований кредиторов, из которого можно будет сделать вывод о размере установленных требований.

    Представив собранию кредиторов отчет, управляющий сообщает кредиторам свое мнение о перспективах должника. Это будет сообщение либо о необходимости прекратить внешнее управление в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; либо о необходимости продления срока внешнего управления; либо о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с удовлетворением всех требований в соответствии с реестром; либо о невозможности достигнуть цели внешнего управления, в связи с чем необходимо признать должника банкротом и ликвидировать его предприятие. Кроме того, управляющий может разработать условия мирового соглашения и предложить кредиторам его заключить.

    Собрание кредиторов, рассмотрев отчет управляющего, решает дальнейшую судьбу должника. Принятое кредиторами решение управляющий обязан направить в арбитражный суд в течение пяти дней с момента проведения собрания вместе с приложением своего отчета, реестра на дату проведения собрания и жалоб кредиторов, голосовавших против соглашения либо не принимавших участие в голосовании.

    Суд проверяет обоснованность решения собрания кредиторов и утверждает либо не утверждает его. Определение об отказе в утверждении отчета служит основанием для вынесения судом решения о признании должника банкротом. Такое же решение принимается при наличии ходатайства собрания кредиторов либо при не предоставлении управляющим отчета в суд. В этом случае управляющий исполняет свои обязанности до передачи дел конкурсному управляющему.

    Если требования всех кредиторов удовлетворены или заключено мировое соглашение, то суд прекращает производство по делу о банкротстве.

    Если платежеспособность должника восстановлена, то должник переходит к расчетам с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. В определении суда устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев с даты вынесения этого определения.

    После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства дела о банкротстве. Если же расчеты с кредиторами не будут вовремя произведены, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    Конкурсное производство - ликвидационная стадия развития конкурсных отношений, стадия, когда о спасении должника речи уже не идет. Мероприятия конкурсного производства направлены на достижение следующих целей:

    · поиск и аккумулирование имущества должника;

    · реализацию этого имущества;

    · распределение средств между кредиторами;

    · ликвидацию должника-юридического лица.

    На осуществление всех мероприятий конкурсного производства предоставляется один год. Этот срок может быть продлен судом на шесть месяцев. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства выносит арбитражный суд. В нем должна содержаться следующая информация:

    · о признании должника банкротом;

    · открытии конкурсного производства;

    · назначении конкурсного управляющего;

    · признании утратившей силу регистрации должника.

    Открытие конкурсного производства влечет возникновение для должника и кредиторов определенных последствий:

    1. Наступление срока исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей.

    2. Прекращение всех финансовых санкций по всем видам задолженности должника.

    3. Прекращение режима конфиденциальности любых сведений, касающихся финансового состояния должника.

    4. Совершение определенных действий и сделок (включая предъявление требований) только в соответствии с нормами Закона о банкротстве, регулирующими проведение конкурсного производства.

    5. Отстранение руководителя и органов управления должника от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом, прекращение полномочий собственника имущества должника - унитарного предприятия.

    Конкурсный управляющий действует с момента его утверждения арбитражным судом до даты завершения конкурсного производства. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

    В течение месяца с даты введения конкурсного производства управляющий должен предупредить всех работников должника о предстоящем увольнении.

      Увеличивающееся с каждым годом количество рассматриваемых в арбитражных судах процедур несостоятельности (банкротства) неизбежно ставит вопрос о качестве их осуществления. Помимо выполнения функции экономики страны от субъектов хозяйствования, не сумевших встроиться в рыночные отношения (так называемая ликвидационная направленность законодательства о несостоятельности), закон преследует еще одну цель: путем проведения различных процедур сохранить предприятия, имеющие потенциал развития (реабилитационная направленность законодательства).
      Действующий ныне Закон "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. в качестве основной процедуры, имеющей реабилитационную направленность, рассматривает внешнее управление активами должника.
      В предложенной статье рассматриваются вопросы подготовки плана внешнего управления, который является центральным документом процедуры внешнего управления, поскольку определяет стратегию и тактику работ. Автор на основе собственного опыта реализации процедур внешнего управления предлагает руководствоваться методикой, изложенной в статье.

    Основная функция внешнего управляющего заключается в разработке и реализации плана управления активами должника.

    Функции плана
    План внешнего управления выполняет ряд функций:

    • во-первых, он используется для разработки и реализации программы восстановления платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке. Появляется возможность тщательно продумать и сформулировать стратегию и тактику предприятия, а значит, в определенной степени избежать серьезных ошибок при его реформировании;
    • во-вторых, это инструмент, с помощью которого кредиторы, инвесторы и другие пользователи плана внешнего управления могут оценить текущее и будущее финансовое положение предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации плана;
    • в-третьих, план - это основной документ, необходимый для привлечения инвестиций в производство. Если инвестор не будет представлять себе стратегию и тактику развития предприятия и будет не уверен в эффективности инвестиций и коммерческой привлекательности, он не станет вкладывать в предприятие финансовые средства;
    • в-четвертых, план - это мощный рекламный материал, позволяющий создать ощущение основательности и солидности предполагаемых мероприятий;
    • в-пятых, реализация плана внешнего управления обеспечивает вовлечение всего персонала предприятия в согласованную деятельность по реформированию предприятия, что служит дополнительной гарантией эффективности этих действий.
    Это далеко не все функции плана внешнего управления активами предприятия, но они свидетельствуют о важности этого документа и значительной его роли в реформировании несостоятельных предприятий и оздоровлении экономики страны.

    Принципы разработки
    При составлении и реализации плана внешнего управления необходимо руководствоваться рядом принципов:

    1. Целевой характер разработки и реализации плана внешнего управления. Это означает, что при разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, которая стоит перед управляющим. Так, в период внешнего управления предприятием главная цель деятельности внешнего управляющего - восстановление платежеспособности предприятия. Реализация данного принципа предполагает, что все планируемые мероприятия по финансовому оздоровлению и деятельность по их реализации должны быть направлены на восстановление платежеспособности предприятия-должника.
    2. Принцип адекватности. Имеется в виду максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим, финансовым и другим условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, его финансовых потоков, и на этой основе выбираются вышеприведенные мероприятия по финансовому оздоровлению. Иногда для восстановления платежеспособности достаточно скорректировать прежнюю маркетинговую политику предприятия. Чаще же приходится долго "лечить" несостоятельное предприятие, чтобы его финансово оздоровить.
    3. Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассмотрение предприятия-должника как сложной социально-экономической системы с различными аспектами - подсистемами деятельности: юридические, социальные, финансовые, технические, экономические и пр. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, "оздоровляющие" подсистемы ("органы", "элементы") предприятия-должника.
    4. Структурный принцип. Он предполагает наличие в плане как минимум трех обязательных разделов: характеризующих текущее и будущее состояние предприятия, а также формулирующих мероприятия по финансовому оздоровлению, необходимые для достижения планируемого будущего состояния предприятия.
    5. Содержательный принцип. План внешнего управления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.
    6. Командный принцип разработки и реализации. Он предполагает, что разработка и реализация плана должна осуществляться командой профессиональных консультантов совместно с управляющим. Только такой "тандем" может привести к реальному финансовому оздоровлению предприятия.
    Принципы разработки плана внешнего управления не исчерпываются вышеприведенным списком, однако данные требования являются основными для получения содержательного и достоверного плана, а также успешного результата его реализации.

    Нормативное обеспечение процедуры подготовки плана
    Разработке планов внешнего управления (финансового оздоровления) посвящен ряд нормативных документов:

    • типовая структура программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации, утвержденная совместным приказом Минэкономики России и ФСФО России № 497/136 от 19 ноября 1999 г.;
    • Распоряжение ФСДН России № 98-р от 5 декабря 1994 г. "Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления";
    • примерный план внешнего управления, приведенный в Методических рекомендациях по ускоренному порядку применения процедур банкротства, утвержденных распоряжением ФСДН России № 16-р от 27 августа 1998 г.
    Некоторые авторы, критикуя указанные документы, отмечают, что изложенный там план "обобщает всю необходимую информацию по выводу предприятия из кризиса (характеристики предприятия-банкрота, объем активов и обязательств, показатели и уровень финансово-хозяйственной деятельности, мероприятия по восстановлению платежеспособности и т. д.), но не предусматривает мероприятия, связанные с проведением инвентаризации, реструктуризации задолженности, оценки имущества предприятия и т. п., а также соответствующие сметы расходов"1. Поэтому они предлагают включить в план внешнего управления две части:
    1. План осуществления внешним управляющим текущей деятельности по арбитражному управлению предприятием и реализации основных функций внешнего управления, предусмотренных Законом, в т. ч. установление размера требований кредиторов и заявление в установленном порядке возражений относительно предъявленных к должнику требований кредиторов, утверждение плана внешнего управления на собрании кредиторов, представление плана внешнего управления в арбитражный суд, ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности, принятие мер по взысканию задолженности перед должником и др.
    2. План финансового оздоровления. Включает определение основных мероприятий финансового оздоровления предприятия: маркетинговые, производственные, финансовые, организационные и т. д.
    Считаем данную структуру плана внешнего управления неприемлемой по двум причинам: во-первых, часть 1 не имеет отношения собственно к плану внешнего управления, представляя собой последовательный перечень возможных мероприятий внешнего управления; во-вторых, план внешнего управления не есть только план финансового оздоровления.

    План внешнего управления - бизнес-план особого вида
    План внешнего управления мы определяем следующим образом: это эффективный инструмент планирования в соответствии с потребностями рынка финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия, основные цели которых - восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника.
    План внешнего управления представляет собой одну из разновидностей бизнес-планирования, что обусловливает необходимость учитывать при его подготовке все наработанные теорией и практикой управления подходы к составлению обычного бизнес-плана. В то же время план внешнего управления - план особого вида. Особенность состоит в одновременном учете как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника - юридического лица (важнейшие из них - обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов), так и требований Закона о несостоятельности.
    План внешнего управления, как и любой иной бизнес-план, - документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. В том случае, если планом задаются какие-либо экономические либо финансовые характеристики и показатели, они должны обосновываться соответствующими прогнозными расчетами и проектировками, методы проведения которых разработаны экономической наукой и апробированы на практике.
    Из норм Закона следует, что в плане внешнего управления должен быть отражен размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со ст. 95 Закона под мораторий. Очевидно, что оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим, а не на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату. Но, учитывая, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления, этот реестр может существенно меняться в течение всей процедуры судебной санации. Поэтому оценку размера требований кредиторов, полученную на основе анализа данных реестра, необходимо уточнить исходя из результатов анализа данных инвентаризации обязательств должника. Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и/или обязательным платежам.
    Также в плане должен быть отражен размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также размер требований о взыскании задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение периода внешнего управления.
    Отметим, что на практике при расчетах с кредиторами суды обязывают внешнего управляющего производить расчеты по второй очереди (требования о взыскании задолженности по оплате труда), относя их к мораториальным со всеми вытекающими последствиями (т. е. с начислением процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ). Подобная практика противоречит законодательству; следовательно, при прогнозировании следует исходить из суммы задолженности по второй очереди на момент введения внешнего управления активами должника.

      План внешнего управления - план особого вида. Особенность состоит в одновременном учете как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника - юридического лица (важнейшие из них - обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов), так и требований Закона о несостоятельности.

    Таким образом, формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, задача при разработке плана внешнего управления - найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах. Данные средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника.
    Состав и структура плана внешнего управления зависят в основном от масштабов предприятия и сферы его функционирования.
    Основной задачей при разработке методики подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия следует считать соответствие ее целям процедуры. Мы выделяем две основные цели, на которые необходимо ориентироваться любому внешнему управляющему:

    • восстановление платежеспособности должника;
    • сохранение возможности осуществления им хозяйственной деятельности.
    Реализация мероприятий внешнего управления должна позволять внешнему управляющему не только обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и накапливать денежные средства для покрытия кредиторской задолженности, но и содержать перспективу эффективного функционирования предприятия.
    Достижение только первой из указанных целей представляется недостаточным условием разработки и реализации плана внешнего управления.
    Таким образом, план внешнего управления активами несостоятельного предприятия можно определить как документ, содержащий описание мер по улучшению финансового состояния должника, позволяющих восстановить его платежеспособность по истечении срока внешнего управления при условии сохранения возможности осуществления должником хозяйственной деятельности.

    Методика подготовки
    Методика подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия может включать следующие этапы:

    1. Анализ и описание ситуации на предприятии и причин его неплатежеспособности.
    2. Определение требований кредиторов, попавших под мораторий (в соответствии с реестром требований кредиторов).
    3. Расчет начисленных за время моратория процентов на сумму долга в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.
    4. Определение стратегии внешнего управления (т. е. за счет чего будет достигнут финансовый эффект, а именно реализация дорогостоящего, не используемого в производстве имущества, реализация дебиторской задолженности) и стратегии деятельности предприятия после прекращения процедуры. Они должны соответствовать друг другу. Например, нельзя продать даже дорогостоящее оборудование для погашения долга, если дальнейшее функционирование предприятия при этом станет невозможным.
    5. Описание мер оперативной реструктуризации.
    6. Расчет экономического (финансового) эффекта от осуществления мер оперативной реструктуризации, в том числе реструктуризации имущества, имущественных прав и долговых обязательств.
    7. Оценка размера текущих требований (обязательств предприятия, возникших в период внешнего управления).
    8. Подготовка на основе бюджетирования отчетов о результатах хозяйственной деятельности должника по истечении срока внешнего управления.
    9. Объединение финансовых результатов от осуществления должником хозяйственной и реструктуризационной деятельности с целью подготовки проекта отчета о движении денежных средств за период внешнего управления и определение потребности в оборотных средствах.
    10. Определение источников привлечения заемных средств и стоимости их привлечения.
    11. Сопоставление денежного сальдо на конец срока внешнего управления и размера непогашенных требований кредиторов.
    Отметим, что недостаток нормативного обеспечения процедуры подготовки планов внешнего управления на практике постепенно заполнится наработками специалистов и арбитражных управляющих. В то же время любые рекомендации либо "типовые структуры" должны прежде всего исходить из основной задачи и смысла закона - сохранения эффективно функционирующего после расчетов с кредиторами предприятия-должника.

    Примечание
    1 Юн Г. Б., Таль Г. К., Григорьев В. В. Внешнее управление на несостоятельном предприятии: Учебн.-практ. пособие. - М.: Дело, 2003.

    является основным документом, на основании которого внешний управляющий осуществляет мероприятия по восстановлению платежеспособности должника. В месячный срок своей деятельности в роли внешнего управляющего он обязан разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления (п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве).

    По результатам рассмотрения плана внешнего управления собрание кредиторов может принять одно из следующих решений:

    Об утверждении плана внешнего управления;

    Об отклонении плана и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

    Об отклонении плана и назначении срока проведения следующего собрания для рассмотрения нового плана внешнего управления. При этом срок созыва собрания кредиторов не может быть более двух месяцев с даты принятия указанного решения;

    Об отклонении плана и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требованием к кандидатуре внешнего управляющего.

    В пятидневный срок утвержденный собранием план внешнего управления вместе с протоколом собрания представляется арбитражному суду внешним управляющим для сведения. В случае если в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не будет представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    Утвержденный план внешнего управления реализуется внешним управляющим. По требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов внешний управляющий обязан отчитываться перед ними и представлять отчеты о ходе реализации плана внешнего управления.

    План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации этих мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника на период внешнего управления.

    Меры по восстановлению платежеспособности должника

    Внешнее управление включает в себя комплекс различных мероприятий как финансово-экономического, так и организационного характера. В рамках внешнего управления могут осуществляться: перепрофилирование производства (комплекс мероприятий, направленных на изменение специализации (профиля) должника), закрытие нерентабельных производств, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования, исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьими лицами, продажа предприятия должника. Имущество, балансовой стоимостью мен. 100 тыс. руб. продается в порядке, установленном собранием или комитетом кредиторов. Остальное на аукционе в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона.

    Особенностью продажи предприятия должника является то, что в состав имущественного комплекса не включаются долги, т.е. денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

    Переход права собственности на предприятие (ст. 564 ГК РФ) не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками должника, за исключением трудовых договоров с заместителями руководителя и главным бухгалтером

    Продажа предприятия производится по общему правилу путем открытого аукциона, проводимого в электронной форме. Порядок организации продажи имущества детально рассматривается в теме «Конкурсное производство»

    Если вырученной от продажи предприятия суммы недостаточно для удовлетворения всех требований, то внешний управляющий может разработать положения мирового соглашения и предложить кредиторам его заключить.

    Планом внешнего управления в число мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, может быть включена уступка прав требования должника. Поскольку несостоятельность кредитора не является основанием для досрочного удовлетворения требований его должникам, возникает необходимость определения порядка, позволяющего использовать такого рода активы. Реализация принадлежащих кредитору прав требования со сроками исполнения, выходящими за пределы сроков проведения процедур несостоятельности, не может производиться иначе как посредством продажи этих прав в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.

    Законом о банкротстве 2002 г. регламентируется также порядок предоставления финансовой помощи должнику путем одновременного удовлетворения требований всех конкурсных кредиторов собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (ст. 113).

    В целях восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника - акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций (п. 1 ст. 114 Закона о банкротстве 2002 г.). Данные мероприятия могут быть достаточно эффективными при достижении целей внешнего управления. В результате кредитор становится участником юридического лица, т.е. меняет статус конкурсного кредитора на статус участника должника.

    Еще одной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника в рамках внешнего управления, является замещение активов должника. Оно проводится путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ.

    В случае создания одного акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности.

    В соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002 г. замещение активов должника приводит к возникновению нового юридического лица (ОАО), реализация акций которого должна создать условия для расчетов с кредиторами. У таких акционерных обществ при их учреждении единственным акционером является должник. Создание акционерных обществ при замещении активов должника совместно с третьими лицами (соучредителями) в данном случае не допускается.

    При этом акции созданного (созданных) на базе имущества должника открытого акционерного общества (открытых акционерных обществ) могут быть проданы на открытых торгах, если иное не установлено Законом о банкротстве 2002 г.