Войти
Образовательный портал. Образование
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Налоги и страховые взносы при оплате обучения работника или его ребенка. Облагаются ли выплаты по ученическому договору ндфл и страховыми взносами Ндфл со стипендии по ученическому договору

    Налоги и страховые взносы при оплате обучения работника или его ребенка. Облагаются ли выплаты по ученическому договору ндфл и страховыми взносами Ндфл со стипендии по ученическому договору
    Налог Ситуация Решение Норма закона Подтверждение Арбитражная практика
    Налог на прибыль После обучения соискателя приняли на работу Выплата включается в расходы подп.8, подп.49 п.1 ст.264 НК РФ.
    Письмо Минфина России от 13.02.2007 N 03-03-06/1/77
    Отсутствует
    Письмо Минфина России от 17.04.2009 N 03-03-06/1/257 Отсутствует
    После обучения соискателя не приняли на работу Выплата включается в расходы ст.252 НК РФ; подп.49 п.1 ст.264 НК РФ. Авторы указывают, что расходы на обучение кандидатов, даже если в итоге кандидат не был принят на работу, изначально направлены на получение дохода и могут признаваться для целей налогообложения. Отсутствует
    Выплата не включается в расходы Письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297;
    Письмо Минфина России от 17.04.2009 N 03-03-06/1/257;
    Письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123;
    Письмо Минфина России от 13.02.2007 N 03-03-06/1/77;
    Письмо Минфина России от 30.11.2006 N 03-03-04/2/252.
    Отсутствует
    Страховые взносы на обязательное соцстрахование Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985. Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции, либо выполнение работ (оказание услуг). Следовательно, стипендия (даже если она выплачивается работнику организации) не подлежит обложению взносами.
    Письмо Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2010 г. №2519-19 (п. 2.2).
    Отсутствует
    Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев Взносы на выплаты не начисляются На выплаты по ученическому договору взносы не начисляются, поскольку лица, заключившие ученический договор, не отнесены к категории застрахованных Отсутствует
    НДФЛ Выплаты облагаются НДФЛ Письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123;
    Письмо Минфина России от 24.08.2007 N 03-04-06-02/164;
    Письмо Минфина России от 17.08.2007 N 03-04-06-01/294;
    Письмо УФНС России по г. Москве от 07.03.2007 N 28-11/021233 "Об обложении НДФЛ стипендии, выплачиваемой на основании ученического договора". Разъясняется, что стипендия, выплачиваемая организацией работнику согласно ученическому договору, не подпадает под действие п. 11 ст. 217 НК РФ и облагается НДФЛ.;
    Письмо УФНС России по г. Москве от 26.12.2006 N 28-10/114805.
    Отсутствует
    Выплаты не облагаются НДФЛ Автор указывает, что стипендия является разновидностью компенсационной выплаты, связанной с переобучением и повышением квалификации работника, и выплачивается на основании ст. 204 ТК РФ. Поэтому в силу п. 3 ст. 217 НК РФ НДФЛ она не облагается. Отсутствует

    Бухгалтерский учет

    Учет расходов ведется на счетах учета затрат. Если ученик не является работником организации, то применяется счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

    Стипендии, выплачиваемые организацией, согласно ученическому договору на профессиональное обучение, не являются компенсационными выплатами (п. 11 ст. 217 НК РФ) и подлежат обложению НДФЛ. Вознаграждение за работу, выполняемую учениками на практических занятиях, на основании п. 1 ст. 210 НК РФ также подлежит налогообложению.

    Бухгалтерские записи:

    Д-т сч. 44, 20"Основное производство" К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - начислена стипендия ученику;

    Д-т сч. 44, 20 "Основное производство" К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - начислена оплата за работу, выполненную учеником на практических занятиях;

    Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" - удержан НДФЛ;

    Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К-т сч. 50 "Касса" - произведена выплата из кассы начисленной ученику суммы.

    Если ученик, заключивший с организацией ученический договор, по окончании ученичества отказывается от заключения трудового договора без уважительных причин, он обязан вернуть полученную за время стажировки стипендию, а также возместить другие понесенные организацией расходы в связи с подготовкой кадров (ст. 207 ТК РФ).

    Когда ученик после окончания учебы к работе приступил, но, не отработав до конца оговоренный срок, увольняется без уважительных причин, он должен возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на учебу (ст. 249 ТК РФ). Сумма рассчитывается пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении. Если размер ущерба не превышает среднего заработка работника и имеется согласие работника, то взыскание производится на основании распоряжения работодателя. В противном случае взыскание возможно только в судебном порядке.

    Компенсация части затрат работодателя на обучение признается в составе прочих доходов на дату, когда долг будет признан работником, либо на дату, когда вступит в силу решение суда о взыскании долга с бывшего работника. Если же работник долг не признал и организация в суд по этому поводу не обращалась, то внереализационного дохода у компании не будет.

    Бухгалтерские записи:

    Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. 1 "Прочие доходы", - отражена задолженность ученика по возмещению затрат на выплату стипендии;

    Д-т сч. 50 "Касса" К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - в кассу внесена сумма возмещения затрат.

    Если после завершения обучения работник не приступил к работе по уважительной причине, то он освобождается от обязанности возмещать расходы, понесенные работодателем.

    "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 5, март 2007 г.

    Кадры на предприятии решают многое. С проблемой привлечения высококвалифицированных специалистов каждая организация справляется по-своему. Одни пользуются услугами кадровых агентств, другие периодически направляют сотрудников на переподготовку. Понятно, что оба варианта связаны с дополнительными денежными затратами. Вместе с тем существует и менее дорогостоящий вариант - можно "вырастить" хорошего специалиста внутри коллектива, то есть помочь достичь необходимого уровня штатному сотруднику фирмы или соискателю на какую-либо должность. В данном случае отношения организации и физического лица оформляются ученическим договором.

    Данный вид договора имеет значительные преимущества, так как не только защищает работодателя от недобросовестных специалистов, но и позволяет снизить расходы предприятия, в том числе на уплату налогов.

    Нормативное регулирование

    Особенности заключения ученического договора приведены в гл. 32 "Ученический договор" ТК РФ. В соответствии со ст. 198 ТК РФ организация имеет право заключить такой договор как со своим штатным работником, так и с лицом, ищущим работу. При этом ученический договор с работником предприятия оформляется дополнительно к трудовому договору.

    Итак, цель ученического договора - профессиональное обучение. Он заключается в письменной форме в двух экземплярах и должен включать следующие обязательные данные (ст. 199 ТК РФ):

    Наименование сторон (название организации, ФИО физического лица - ученика);

    Профессию (специальность, квалификацию), приобретаемую учеником;

    Обязанность работодателя обеспечить физическому лицу возможность обучения;

    Обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией (специальностью, квалификацией) проработать на предприятии по трудовому договору в течение установленного срока;

    Срок обучения;

    Размер оплаты в период ученичества.

    Обратите внимание: закон не ограничивает свободу работодателя и ученика при оформлении договора - дополнительно к перечисленным обязательным реквизитам стороны могут внести в договор иные условия. Кроме того, ст. 201 ТК РФ разрешает изменить условия ученического договора в течение срока его действия, но только по соглашению обеих сторон. Таким образом, в данном случае необходимо составить и подписать дополнительное соглашение.

    Формы обучения

    Статьей 202 ТК РФ договаривающимся предоставлено право выбора формы обучения. Можно организовать ученичество в индивидуальной, бригадной, курсовой или иной форме. Выбор формы обучения зависит от приобретаемой профессии, условий в организации и т.д. При индивидуальной форме обучения работник-ученик самостоятельно изучает теоретический курс, консультируясь при этом у специалиста данной организации - руководителя производственного обучения. Обучение ведется на рабочем месте, и работник-инструктор не освобождается от основной работы. При бригадной форме обучения несколько учеников объединяют в специальную группу и обучение осуществляется либо на рабочих местах либо в учебных группах в технических школах или на специальных материально-технических базах. Курсовая форма обучения, как правило, применяется при освоении сложных профессий, когда по месту работы, в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах и т.д. организуются курсы.

    Некоторые ограничения

    Несмотря на то, что обучающийся не является работником предприятия, на него в полной мере распространяется трудовое законодательство, включая нормы об охране труда. Время ученичества ограничено. В течение недели оно не должно превышать установленной нормы рабочего времени. Напомним, что нормальная продолжительность рабочего времени, в соответствии со ст. 91 ТК РФ, не может превышать 40 часов в неделю. Кроме того, применительно к ученическому договору необходимо соблюдать и условие о сокращенной продолжительности рабочей недели, которая, в силу ст. 92 ТК РФ, устанавливается:

    Для работников в возрасте до 16 лет - не более 24 часов;

    Для работников в возрасте от 16 до 18 лет, а также для инвалидов I или II группы - не более 35 часов;

    Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов.

    Обратите внимание: условия ученического договора, противоречащие Трудовому кодексу, коллективному договору и соглашениям организации, являются недействительными и не применяются (ст. 206 ТК РФ).

    Закон запрещает в период действия ученического договора привлекать работников к сверхурочным работам и направлять в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

    И еще один нюанс. Сотрудники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут быть полностью освобождены от работы по трудовому договору либо выполнять ее на условиях неполного рабочего времени.

    Преимущества очевидны

    Во-первых, работодатель вправе установить любой срок обучения. Такая возможность является преимуществом ученического договора по сравнению с трудовым договором с условием испытательного срока. Напомним, что испытательный срок не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев (ст. 70 ТК РФ). Нередко получается, что, выдержав три месяца испытательного срока, сотрудник начинает демонстрировать свои не самые лучшие качества. Ученический договор позволяет работодателю "испытывать" работника столько, сколько он считает нужным, и принять его на соответствующую должность (по соответствующей профессии и специальности) и зачислить в штат, только окончательно убедившись в его профессиональной пригодности. Право работодателя самостоятельно определять срок обучения закреплено в ст. 200 ТК РФ: ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации.

    Во-вторых, ученический договор предоставляет возможность проверить знания и практические навыки физического лица. В статье 207 ТК РФ указано, что трудовой договор заключается с лицом, успешно завершившим ученичество. Следовательно, по окончании обучения ученик должен сдать зачет или экзамен

    , по результатам которого ему присваивается квалификация (разряд, класс, категория). Возможность проведения квалификационного экзамена выгодна организации. Фактически администрации предприятия предоставлено право не заключать трудовой договор, если претендент не соответствует предъявляемым требованиям. Аналогичная ситуация складывается и с учеником-работником предприятия: руководитель не обязан переводить на другую должность (специальность) сотрудника, не прошедшего испытания экзаменационной комиссии. Вместе с тем по соглашению сторон ученическим договором может быть предусмотрена возможность продления периода обучения в случае неудачной сдачи квалификационного экзамена и повторного допуска к нему.

    Обратите внимание: ученикам, успешно сдавшим квалификационные экзамены, при заключении трудового договора испытательный срок не устанавливается.

    В-третьих, ученический договор гарантирует работодателю возмещение всех расходов, связанных с обучением, в случае увольнения работника по собственному желанию либо его отказа заключить трудовой договор после сдачи экзамена. В соответствии с п. 2 ст. 207 ТК РФ по окончании срока обучения ученик обязан проработать в организации не менее того срока, который был оговорен ученическим договором. В случае если физическое лицо без уважительных причин не выполняет своих обязательств по договору (не приступило к работе, досрочно оставило работу и т.п.), оно обязано компенсировать работодателю расходы на обучение, включая выплаченную ему за время обучения стипендию. Данная статья Трудового кодекса не содержит перечня расходов, которые должен возместить несостоявшийся работник, поэтому во избежание спорных ситуаций виды расходов лучше согласовать заранее и внести в ученический договор при его заключении. Обычно помимо стипендии работодатель может потребовать компенсации учеником:

    Сумм, выплаченных наставнику в качестве надбавки к зарплате;

    Стоимости семинаров, тренингов и т.п. (если обучающийся посещал такие платные мероприятия);

    Расходов на приобретение учебно-методических материалов и пособий;

    Затрат на организацию и проведение квалификационного экзамена.

    Экономим деньги фирмы

    Сэкономить, заключив ученический договор, вполне реально. Причем в данном случае можно говорить о двух возможных вариантах экономии. Статьей 204 ТК РФ установлено, что обучающимся в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. И только работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.

    Следовательно, основным видом выплат по данному договору является не зарплата, а стипендия, и ее размер стороны могут устанавливать по своему усмотрению. Иными словами, ученический договор позволяет вполне легально начислять сотруднику "минималку" и при этом не бояться обвинений в выдаче зарплаты "в конверте". Устанавливая размер стипендии, нет необходимости учитывать прожиточный минимум и тем более среднюю по отрасли зарплату в регионе. Единственное условие - стипендия не может быть ниже МРОТ. Понятно, что, выплачивая ученику незначительную стипендию, руководитель не только снижает расходы фирмы, но и поддерживает авторитет опытных работников, ведь именно они часто бывают недовольны, когда новичку платят ту же зарплату, что и другим членам коллектива.

    Однако возможно, что с целью экономии работодателю, наоборот, нужно выбрать противоположный подход и выплачивать в качестве стипендии не МРОТ, а более высокие суммы. Второй вариант экономии основан на том, что сумма стипендии "зарплатными" налогами не облагается. Так, в Письме Минфина РФ от 24.10.2006 N 03-05-02-04/167 сообщается, что поскольку стипендии начисляются физическим лицам не по трудовым и гражданско-правовым договорам за выполнение работ, оказание услуг, то они не будут являться объектом налогообложения единым социальным налогом как у работников данной организации, так и у лиц, не являющихся таковыми.

    Обратите внимание: данное письмо выпущено после вступления в силу поправок, внесенных в Трудовой кодекс Федеральным законом N 90-ФЗ

    , значит, нет оснований подвергать сомнению возможность применения этих выводов в настоящее время.

    В Письме ФСС РФ N 02-18/05-3937

    указано, что по своей сути стипендия является ежемесячным денежным пособием учащимся и относится к социальным выплатам. Поэтому в соответствии с Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ на стипендию, выплачиваемую ученику - работнику организации, заключившему ученический договор на переобучение без отрыва от работы, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются. На вознаграждения, выплачиваемые по ученическим договорам лицам, ищущим работу, такие страховые взносы начисляются, только если их уплата предусмотрена ученическим договором.

    Таким образом, получается, что ни ЕСН, ни страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с сумм выплаченных стипендий перечислять в бюджет не надо.

    По мнению автора статьи, есть все основания не включать стипендию в совокупный годовой доход физического лица и не уплачивать НДФЛ. Стипендия является разновидностью компенсационной выплаты, связанной с переобучением и повышением квалификации работника, и производится в соответствии с действующим законодательством РФ (ст. 204 ТК РФ). Поэтому она освобождается от налогообложения в силу п. 3 ст. 217 НК РФ.

    Три важных нюанса

    Первый заключается в том, что в случае болезни ученика при расчете пособия по временной нетрудоспособности сумма стипендии не будет учитываться при расчете среднего заработка. Этот вывод следует из ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ

    , которая предусматривает, что в сумму заработка включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ.

    Второй особенностью является то, что в качестве дополнения к стипендии работодатель оплачивает выполненную учеником работу. В этой части сэкономить не удастся. Работа должна быть оплачена по действующим в организации расценкам, да и налоги с этой суммы начисляются в общеустановленном порядке.

    Наконец, третий момент, на который хотелось бы обратить особое внимание читателей, состоит в том, что, по мнению Минфина, суммы выплаченных ученикам стипендий не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия. Эту позицию финансисты высказали в Письме от 30.11.2006 N 03-03-04/2/252, которым в очередной раз продемонстрировали односторонний подход к решению проблемы. Заявив о том, что затраты на стипендии не учитываются при исчислении налога на прибыль, они не обосновали свою позицию.

    Итак, чиновники рассуждали следующим образом. Применить п. 3 ст. 264 НК РФ в данном случае нельзя, так как он позволяет включать в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, только затраты на подготовку и переподготовку работников, состоящих в штате организации, по договору с образовательным учреждением. Таким образом, эта норма не разрешает учесть для целей налогообложения суммы выплаченных стипендий ни работникам, ни соискателям. Другой нормы, в которой были бы поименованы такие расходы, в гл. 25 НК РФ нет. Поэтому, не утруждая себя дальнейшим анализом ситуации, Минфин делает вывод о невозможности уменьшения налогооблагаемой прибыли организации.

    Отметим, что налогоплательщик, направивший запрос в Минфин, полностью обосновал правомерность включения сумм стипендии в налоговые расходы. Чиновникам только и оставалось, что подтвердить сделанные организацией выводы. Однако финансисты, возражая против очевидных фактов и высказывая противоположное мнение, все-таки не смогли опровергнуть позицию предприятия.

    Каковы доводы организации-налогоплательщика? Заключение ученических договоров с лицами, ищущими работу, выгодно для фирмы, так как "вырастить" нужного специалиста в своем коллективе дешевле и практичней, чем нанимать сразу дипломированного работника, который сможет по праву называться специалистом лишь по истечении определенного времени. На этом основании считаем, что сумма стипендии может быть отнесена на расходы, уменьшающие налоговую базу, в силу пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. В отношении расходов по выплате стипендий по ученическим договорам со своими работниками считаем, что такие расходы могут быть учтены при исчислении налоговой базы по прибыли на основании статьи 255 НК РФ, поскольку согласно нормам трудового законодательства (статья 198 ТК РФ) ученический договор в данном случае является дополнительным к трудовому.

    На наш взгляд, позиция предприятия логична и обоснованна. Отсутствие в гл. 25 НК РФ отдельного вида расходов не означает, что эти затраты не уменьшают налоговую базу, ведь перечень прочих расходов является открытым. Следовательно, для включения спорных сумм в состав налоговых расходов необходимо лишь их соответствие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ - документальное подтверждение и экономическая обоснованность. И если эти условия соблюдены, то организация может учесть суммы выплаченных стипендий (и штатным работникам, и претендентам) при исчислении налога на прибыль.

    Выпуск данного письма Минфина, скорее всего, объясняется стремлением лишить налогоплательщиков еще одного, вполне законного, варианта оптимизации. Очевидно, чиновники посчитали, что организации получат слишком много, если им разрешить и ЕСН не начислять, и прибыль уменьшить.

    Оценим выгоду

    Сравним расходы по трудовому и ученическому договору. Предположим, что в фирме два ученика получают стипендию по 5 000 руб., всего им выплачивается 10 000 руб. Эта сумма выдается им на руки, так как НДФЛ не удерживается. Для того чтобы по трудовому договору выплачивать те же 10 000 руб. "чистыми", начислить придется уже не 10 000, а 11 495 руб., ведь НДФЛ

    с этой суммы составит 1 495 руб. (11 495 руб. х 13%).

    Понятно, что при оформлении трудового договора организация должна уплатить в бюджет ЕСН в сумме 2 989 руб. (26% оклада), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, например, 149 руб. (1,3%) и удержать из дохода работника НДФЛ в размере 1 495 руб. (13%). Таким образом, общие расходы предприятия составят 14 633 руб. (11 495 + 2 989 + 149), в бюджет необходимо перечислить налоги в сумме 3 880 руб. (2 989 + 1 495 + 149 - 753

    ).

    В случае заключения ученического договора расходы организации меньше, всего 10 000 руб. (если предприятие решит отстаивать свою точку зрения и суммы выплаченной стипендии учтет для целей налогообложения), и налоговых обязательств перед бюджетом не возникает.

    Обратите внимание: налоговые инспекторы на местах не всегда следуют разъяснениям московских чиновников. Вполне возможно, что при проверках они будут предъявлять претензии предприятию не только в отношении налога на прибыль, но и ЕСН и НДФЛ. Поэтому особенно важно правильно оформить все документы: ученический договор

    , программу обучения, приказ о назначении наставника, протокол квалификационной комиссии о сдаче экзамена и т.д. Кроме того, следует помнить о рассмотренных выше ограничениях, ведь часто налоговики используют любые, даже формальные причины, чтобы начислить организации недоимку по налогам, например, не исключено, что поездка ученика-сотрудника в командировку станет предметом спора. Поэтому во избежание недоразумений нельзя допускать небрежностей в документах.

    Особенности бухгалтерского учета

    Отражение операций в учете не вызовет затруднений даже у начинающего бухгалтера. Если ученический договор заключен с работником предприятия, то расчеты по суммам начисленной стипендии и зарплаты производятся в обычном порядке с использованием счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Для учета расчетов с учениками, не являющимися сотрудниками фирмы, необходимо использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". В этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

    Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 76 - начислена стипендия и оплата выполненной работы

    Дебет 76 Кредит 50 - погашена задолженность по ученическому договору

    Подведем итоги. На наш взгляд, все вышеизложенное подтверждает, что заключение ученических договоров гарантирует работодателю серьезную выгоду. Однако получить ее можно только при взвешенном использовании данного варианта оформления взаимоотношений с работниками. Очевидно, что контролирующие органы не оставят без внимания организацию, в которой преобладают сотрудники-ученики, получающие минимальную оплату труда в виде стипендии. Автор статьи не призывает всех (или большинство) работников организации оформить в качестве учеников. Такая непродуманная оптимизация обернется для предприятия начислением недоимки, пеней и штрафов по налогам. Вместе с тем, выбирая между заключением трудового договора с условием испытательного срока и ученическим договором, отдать предпочтение следует последнему.

    Т.К. Юлина

    ─────────────────────────────────────────────────────────────────

    *(1) Для проведения квалификационных экзаменов в организации создается соответствующая комиссия.

    *(2) Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

    *(3) Письмо ФСС РФ от 11.06.2003 N 02-18/05-3937 "Об ученических договорах".

    *(4) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765.

    *(5) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".

    *(6) Для упрощения расчетов стандартные вычеты из совокупного дохода физического лица не учитываем.

    *(7) Разница в размере налога на прибыль между первым и вторым вариантами связана с тем, что при заключении трудового договора налоговые расходы больше на сумму начисленного ЕСН и страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, поэтому размер налога на прибыль меньше. Произведем расчет: (2 989 + 149) руб. х 24% = 753 руб.

    Эпиграф к уроку:

    “Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

    П.– А. Гольбах.

    Цели урока:

    образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

    развивающие : формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

    воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

    План урока:

    1. Понятие и сущность налогов.
    2. Структура налога.
    3. Виды налогов
    4. Функции налогов.

    Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

    Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Учащиеся делятся на 3 группы.

    2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

    Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1 ). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

    Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

    Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

    Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

    3. Этап усвоения новых знаний.

    Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

    Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

    Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

    Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

    Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

    Налогипериодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

    Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

    В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5) , и сформулируйте 5 признаков налога.

    Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

    Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2) , мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

    • часть доходов граждан или предприятий;
    • носит обязательный и принудительный характер;
    • выплата периодическая;
    • выплата в пользу государства;
    • размер и порядок уплаты определяются законом.

    Учитель , обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6 .

    Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

    Как вы думаете, что общего во всем этом?

    Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

    Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

    В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3 ):

    Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

    Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

    Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

    Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

    У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

    Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

    Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1 ) У каждой группы свои примеры.

    Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4 ).

    “1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

    Вопрос класс у: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

    Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

    Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5 ) – прямые и косвенные.

    Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

    Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

    Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

    Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2 ). (Приложение 2 ). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

    Выслушиваются ответы учащихся.

    Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6) . Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

    По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.

    Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)

    Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы ).

    Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы )

    Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы )

    Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9 )

    Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

    Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

    Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

    Подводятся итоги работы групп.

    Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на

    Нет, страховые взносы в этом случае не начисляются, а вот НДФЛ заплатить придётся, поскольку налоговая база определяется с учётом любых доходов, полученных налогоплательщиком как наличными деньгами, так и в натуральном виде (ст.210 НК РФ). Доходы, которые не облагаются НДФЛ, указаны в перечне, определённом ст.217 Налогового кодекса. Кроме прочего, к данным доходам относятся и стипендии, но лишь бюджетные и выплачиваемые образовательными организациями.
    Стипендия, которую получает на предприятии лицо, работающее по ученическому договору, однозначно облагается НДФЛ (письмо УФНС РФ по г. Москве №28-11/021233 от 07.03.2007).
    Относительно страховых взносов следует сказать, что они начисляются на выплаты, которые получены работниками либо по договорам на выполнение работ или оказание услуг, либо в рамках полноценных трудовых отношений. Данный порядок устанавливается частью 1 статьи 7 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г.
    Предприятие располагает правом заключения с лицом, которое ищет работу, ученического договора, согласно которому оно проходит обучение профессии (статья 198 ТК РФ).
    Предмет данного договора не состоит в выполнении учеником оплачиваемых работ и оказании им платных услуг, поэтому, если работник находится в организации в рамках ученического договора и получает стипендию, страховыми взносами она не облагается. Об этом говорит и текст письма ФСС России №14-03-11/08-13985, датированного 17.11.2011 г.
    Однако сумма вознаграждения, выплаченного ученику за выполненную им работу, уже облагается налогом на доходы, и на неё начисляются в полном объеме страховые взносы.

    "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 2

    Что говорится в Трудовом кодексе о заключении ученического договора? Облагается ли страховыми взносами стипендия, выплачиваемая работнику по такому договору? Применяются ли нормы п. 11 ст. 217 НК РФ в целях обложения НДФЛ стипендий, выплачиваемых работнику согласно ученическому договору на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от производства в порядке, предусмотренном гл. 32 ТК РФ?

    Отношения по ученическому договору регулируются гл. 32 ТК РФ. В силу ст. 198 ТК РФ под ученическим договором понимается соглашение о профессиональном обучении или переобучении. Такой договор заключается между юридическим лицом (работодателем) независимо от организационно-правовой формы (одна сторона) и работником или лицом, ищущим работу (другая сторона). Особенностью ученического договора является то, что с работником организации он заключается на профессиональное обучение или переобучение, а с лицом, ищущим работу, - только на профессиональное обучение. Такой договор является дополнительным к уже действующему трудовому договору.

    Согласно ст. 199 ТК РФ ученический договор должен содержать в том числе указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником, обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором, обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре, срок ученичества, размер оплаты в период ученичества.

    В соответствии со ст. 204 ТК РФ ученикам выплачивается стипендия, размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Как правило, величина стипендии зависит от сложности профессии, квалификации, получаемой в процессе обучения или переобучения.

    К сведению. В соответствии с Федеральным законом от 01.06.2011 N 106-ФЗ с 01.06.2011 величина МРОТ составляет 4611 руб.

    Если профессиональное обучение или переобучение проходит в организации, размер стипендии устанавливается работодателем, а ее выплата производится из его средств, при проведении учебы в образовательных учреждениях - в соответствии с законодательством и документами этих учреждений.

    Бухгалтерский учет . В соответствии с Указаниями N 180н <1> расходы на выплату стипендии по ученическому договору работнику организации относятся на статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

    <1> Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н.

    Учет расчетов по данной выплате ведется на счете 302 91 "Расчеты по прочим расходам" (п. 256 Инструкции N 157н <2>).

    <2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

    Сумма начисленной стипендии отражается следующими бухгалтерскими записями:

    • в учете казенных учреждений (п. 102 Инструкции N 162н <3>):

    Дебет счетов 0 401 20 290 "Прочие расходы", 0 109 61 290 "Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг", 109 71 290 "Прочие накладные расходы по изготовлению готовой продукции, работ, услуг", 0 109 81 290 "Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов", 0 109 91 290 "Издержки обращения в части прочих расходов"

    Кредит счета 0 302 91 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам";

    • в учете автономных учреждений (п. 152 Инструкции N 183н <5>):

    Дебет счетов 0 401 20 290 "Прочие расходы", 0 109 60 290 "Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг", 0 109 70 290 "Прочие накладные расходы по изготовлению готовой продукции, работ, услуг", 0 109 80 290 "Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов", 0 109 90 290 "Издержки обращения в части прочих расходов"

    Кредит счета 0 302 91 000 "Расчеты по прочим расходам".

    <3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
    <4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
    <5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

    Документом - основанием для бухгалтерской записи является Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401) или Расчетная ведомость (ф. 0301010).

    Выдача стипендии из кассы учреждения оформляется записями:

    • в учете казенных и бюджетных учреждений (п. 102 Инструкции N 162н, п. 85 Инструкции N 174н):

    Дебет счета 0 302 91 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам"

    Кредит счета 0 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения";

    • в учете автономных учреждений (п. 88 Инструкции N 183н):

    Дебет счета 0 302 91 000 "Расчеты по прочим расходам"

    Кредит счета 0 201 34 000 "Касса".

    НДФЛ. На основании п. 11 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом РФ, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти РФ, органами субъектов РФ, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости.

    Таким образом, стипендия, выплачиваемая организацией работнику согласно ученическому договору на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от производства в порядке, предусмотренном гл. 32 ТК РФ, не подпадает под действие п. 11 ст. 217 НК РФ. Соответственно, данная стипендия подлежит обложению НДФЛ (Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123, УФНС по г. Москве от 07.03.2007 N 28-11/021233).

    Датой получения дохода учеником считается день выплаты стипендии (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 223 НК РФ). НДФЛ со стипендии исчисляется организацией и удерживается ею при фактической выплате дохода. Суммы исчисленного и удержанного НДФЛ перечисляются организацией в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату стипендии (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

    Страховые взносы во внебюджетные фонды. Как было отмечено выше, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Аналогичные нормы действуют в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Согласно ст. 19 ТК РФ трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

    Вместе с тем, как уже было отмечено, ст. 198 ТК РФ определено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с работником организации ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.

    Предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции либо выполнение работ (оказание услуг).

    Таким образом, стипендия, выплачиваемая организацией обучающемуся лицу, в том числе работнику организации, на основании данного договора, не подлежит обложению страховыми взносами. Аналогичные разъяснения приведены в Письме ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985.

    Рассмотрим пример по отражению операций, связанных с выплатой стипендии по ученическому договору.

    Пример. Между автономным учреждением и работником заключен ученический договор, в соответствии с которым срок ученичества составляет один месяц. Обучение производится с отрывом от производства в индивидуальном порядке работником организации. Величина стипендии - 12 000 руб. Иные расходы, связанные с обучением, составили 25 000 руб. Все расходы автономное учреждение совершает в рамках приносящей доход деятельности.

    В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки:

    М.Р.Зарипова

    Эксперт журнала

    "Оплата труда

    в государственном (муниципальном) учреждении:

    бухгалтерский учет и налогообложение"