Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Лицо имеющее двойное гражданство подданство называется. Можно ли иметь двойное гражданство в России? Процедура уведомления о получении нового паспорта

    Лицо имеющее двойное гражданство подданство называется. Можно ли иметь двойное гражданство в России? Процедура уведомления о получении нового паспорта

    Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна "следовать гражданству своего мужа"

    До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях,

    когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:

    • - если такую возможность предусматривает федеральный закон
    • - если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство, другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличие международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает.

    Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.

    Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы.

    Факт двойного гражданства "не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства". Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.

    Кроме того, в Конституции определено правовое положение в России иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства.

    Лица без гражданства - это такие лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого на гражданство. Российское государство стремится к устранению и предотвращению, без гражданства проживающих на её территории лиц.

    В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц "национальный режим". Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима, в сторону ограничения прав или, наоборот, расширения по сравнению с правами российских граждан, могут быть, согласно Конституции, установлены только федеральным законом или международным договором.

    Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и так далее, право участвовать в референдумах и т.п.)

    Двойное гражданство проверяется компетентными органами. Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской Федерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации, имеющий так же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

    При Президенте существует комиссия по вопросам гражданства, которая подготавливает документы для рассмотрения и подписи Президенту.

    Некоторые проживающие Российской Федерации желают получить паспорт иностранного государства, но, при этом, не утрачивая прав резидента нашей страны. Прежде чем подумать о столь серьёзном решении, было бы неплохо разобраться в самом важном в этой ситуации вопросе, а можно ли иметь двойное гражданство в России? Если да, то, как получить двойное гражданство? Разрешено ли иностранным жителям быть резидентами России?

    Согласно российскому законодательству, гражданин РФ имеет полное право быть подданным двух государств. Если гражданину присваивается статус резидента иностранного государства, то это не лишает его законных прав оставаться полноправным российским подданным.

    Есть понятие «двойное гражданство» и «второе гражданство». С точки зрения закона, последнее ничем не отличается от первого. Принцип действия один и тот же: гражданину России одновременно можно иметь несколько паспортов разных государств.

    Однако, с точки зрения юристов, разница между вторым и двойным гражданством всё-таки есть. Чем отличается двойное гражданство от второго с юридической точки зрения? Двойное гражданство Российской Федерации допускается оформить только между странами, заключившими с Россией договор на международном уровне. Согласно ФЗ о двойном гражданстве, такими странами в настоящее время являются Таджикистан и Туркменистан.

    Россиянин признаётся резидентом обеих государств. Правовой статус лиц с двойным гражданством позволяет его владельцам выбрать государство, где он будет исполнять государственную службу, осуществлять уплату налогов. В основном, человек платит налоги и получает социальное обеспечение в той стране, где он работает и проживает.

    Лицо с двойным гражданством имеет право оформить его своим детям.

    Второе гражданство подразумевает, что житель РФ имеет одновременно несколько паспортов иностранных государств, которые не заключили с Россией договор о международных отношениях. Согласно конституционному праву, россиянам разрешается иметь иностранное подданство.

    Важно! Получив иностранную резиденцию, россиянину нет необходимости писать отказ от резиденции РФ. Российское правительство считает человека полноправным членом РФ. Даже если житель России имеет несколько иностранных паспортов, для местного правительства он остаётся только подданным Российской Федерации и несёт ответственность за исполнение своих обязательств.

    Лицо, получившее второе подданство, принимает на себя ответственность по исполнению обязательств перед обоими государствами. Если при двойном гражданстве к службе в армии человек призывается в выбранном им государстве, то второе подданство не даёт право на выбор, и такого человека могут призвать повторно в иностранном государстве.

    Ограничивающие факторы

    Перед получением дополнительного подданства стоит взвесить все плюсы и минусы двойного гражданства.

    Получение в России двойного гражданства накладывает на его владельца некоторые ограничения:

    1. Имеющих не одну резиденцию не зачисляют на должности госслужащих.
    2. Законопроект о СМИ не позволяет лицам с множественным подданством принимать участие в контроле и редактировании информации, а также даёт право на владение не более 20 % ценных бумаг.
    3. Лицо с двойным гражданством не может быть избрано в качестве депутата Госдумы, судьи, прокурора, а также работать в МВД и следственных органах.

    Внимание! Лица, взявшие на себя ответственность нескольких подданств, призываются в армию, несмотря на то, что это один из видов государственной службы.

    Особенности двойного гражданства в России

    Закон о двойном гражданстве обязывает лицо, его имеющее, своевременно уведомить соответствующие органы. Новый закон вступил в силу в 2014 году, и поясняет, что россиянин, имеющий двойное гражданство и два гражданства, обязан подать письменное уведомление в органы миграционной службы.

    Подавать уведомление о двойном гражданстве необходимо в следующих ситуациях:

    1. Россиянин оформил две резиденции, но признаёт своей Родиной Российскую Федерацию и постоянно проживает на её территории.
    2. Житель России имеет двойное подданство, ВНЖ иностранного государства и постоянно проживает на его территории, но кратковременно прибыл в Россию.

    Если житель РФ постоянно проживает на территории иностранного государства, но имеет прописку в России, он обязан своевременно сообщить органам по делам миграции о своём положении. Сделать это нужно не позднее 60 дней после приобретения двойного гражданства, независимо от того, будет он въезжать в Россию или нет.

    На заметку! Если своевременно не поступило сообщение в надлежащие органы об имеющемся статусе, то может последовать штраф за двойное гражданство от 500 до 1 000 рублей. Если сокрытие информации несёт намеренный характер, то человек понесёт ответственность, согласно Уголовному кодексу, и получит соответствующее наказание.

    В Федеральную миграционную службу по месту регистрации предоставляются следующие бумаги:

    1. Российский паспорт.
    2. Документ, подтверждающий наличие иностранной резиденции.
    3. Письменное уведомление в органы по делам миграции. Заполняется уведомление согласно форме Миграционной службы.

    Документы заполняются на русском языке. Образец заполнения уведомления можно скачать на сайте миграционной службы.

    Если иностранное подданство делается несовершеннолетнему, то уведомление о втором гражданстве также необходимо своевременно представить в органы миграции. По форме заполнения оно отличается от бланка уведомления о двойном гражданстве на взрослого. Образец уведомления также можно скачать на сайте.

    К преимуществам двойного гражданства можно отнести:

    1. Согласно закону о двойном гражданстве в России, при оформлении иностранной резиденции нет необходимости отказываться от российской.
    2. Лицо, получившее иностранную резиденцию, считается легальным жителем страны.
    3. Человек, признающий два государства, имеет право на получение ВНЖ и ПМЖ в иностранной республике, например в .

    Данные плюсы двойного гражданства не исключают возникновения некоторых трудностей. Например, чтобы стать полноправным членом иностранного государства, требуется прожить на его территории определённое количество лет, изучить культурные ценности жителей и, по возможности, выучить язык.

    Важно! Если иностранец желает стать резидентом России, то Конституция РФ обязует его отказаться от своей прежней принадлежности иностранному государству и оформить легальное проживание в российском государстве.

    Процедура отказа от двойного гражданства

    Чтобы легализоваться в Российской Федерации, иностранцу необходимо выйти из прежнего подданства, так как в России наложен запрет на двойное гражданство для иностранных подданных. В миграционную службу РФ должна быть представлена справка об отсутствии двойного гражданства. Тогда можно будет заняться оформлением документов для получения резиденции России. Список необходимых бумаг можно узнать непосредственно в офисе отдела миграции.

    Иностранец не сможет получить справку об отсутствии второй резиденции и выйти из нее, если:

    1. Имеются неоплаченные штрафы, пошлины, налоги.
    2. Имеются административные нарушения закона.
    3. Такой человек участвует в процессе уголовного разбирательства.

    Принцип отказа от второго гражданства не действует на беженцев и лиц, приехавших в Россию с целью политического убежища, а также не распространяется на инвестора.

    Где можно иметь два гражданства?

    Когда человек задумывается о получении второго подданства, он задаётся вопросами: «Какие существуют страны, разрешающие иметь несколько резиденций?», «Каковы проблемы двойного гражданства?», «Как сделать двойное гражданство?»

    Есть страны, где не действует принцип двойного подчинения, так как законодательством данного государства запрещено иметь двойное гражданство.

    Таковыми являются:

    • Япония;
    • Китай;
    • Дания;
    • Южная Корея;
    • Норвегия;
    • Казахстан.

    При желании иметь двойное подданство, эти страны не рассматриваются. В противном случае придётся забыть о гражданстве Российской Федерации.

    Где же разрешено иметь двойное гражданство

    Такие страны, как , Израиль, Франция, Чехия, Великобритания и многие другие не требуют от россиян писать отказ от своей страны. А значит, иметь двойное гражданство в России можно параллельно с этими странами.

    Как получить второе гражданство в России? Необходимо подать заявление о двойном гражданстве в соответствующие органы.

    Итак, можно сделать несколько выводов:

    1. С точки зрения юриспруденции о двойном гражданстве в России говорят, когда оно получается в тех странах, с которыми Россия заключила соответствующий договор.
    2. Если такой договор не был заключён, юристы говорят о втором подданстве. Но, с точки зрения закона, никаких отличий в этих двух понятиях не существует.
    3. В 2019 году россиянин вправе подать прошение о двойном гражданстве РФ.
    4. Может ли россиянин быть резидентом параллельно нескольких государств? Да, может. При этом российский житель может не отказываться от уже имеющегося российского паспорта.
    5. Возможно ли иностранцу оформить подданство в России? Нет, не возможно. В России запрещено иностранному представителю сохранять подданство двух государств. За двойное гражданство в России полагается штраф. Если лицо намеренно скроет от правительства факт второго подданства, то оно может понести уголовную ответственность. Иностранный подданный должен отказаться от имеющегося статуса, чтобы взять российскую резиденцию.
    6. Человек обязан представить заполненное уведомление о второй резиденции в службу миграции.
    7. Подданный двух или нескольких государств не может служить на государственной службе, быть депутатом или работать в следственных органах.
    8. Есть страны, где также запрещено множественное подданство, поэтому нужно заранее узнать принцип получения второго подданства в ряде стран. В некоторых странах для получения местной резиденции необходимо отказаться от российской.
    9. Принцип получения множественного подданства имеет свои выгоды, но одновременно сопряжён с дополнительными трудностями. Это можно увидеть на примере призывников к армейской службе.

    2.1 Понятие лицо с двойным гражданством

    Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения

    Документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются Федеральным законом.

    Позиция Российской Федерации в отношении двойного гражданства определяется статьей 6 Федерального Закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года, в соответствии с которой:
    1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также двойное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом о двойном гражданстве.
    2. Приобретение гражданином Российской Федерации двойного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

    2.2 Особенности административно-правового статуса лиц с двойным гражданством

    Правовой статус лиц с двойным гражданством имеет определенные особенности и специально регулируется законодательством государства. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

    Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации

    Процедура получения гражданства Российской Федерации для иностранных граждан является многоступенчатой и состоит в следующем.

    1. На момент подачи документов иностранный гражданин должен находиться на территории РФ. (за исключением тех случаев, когда обращение происходит в загранучреждения РФ за рубежом). Иностранный гражданин должен встать на миграционный учет в течении 72 часов после пересечения границы Российской Федерации по месту подачи документов на легализацию.

    3. РВП официально оформляется в течение 2 месяцев и действует год. Хотя, может быть выдано и на 3 года с ежегодной перерегистрацией.

    4. Имея РВП иностранный гражданин вправе подавать документы на гражданство РФ сразу если иностранец из СНГ, либо на вид на жительства в России, если он из дальнего зарубежья. Это правило действует для СНГ последний год.

    Что касается отказа от гражданства, при вступлении в гражданство РФ. Если иностранец из страны, с которой у РФ не подписан договор о двойном гражданстве, ему предложат написать заявление об отказе от своего гражданства.

    Получив РВП, иностранный гражданин может многократно пересекать границу используя свой статус как въездной визы в РФ, однако для выезда из Российской Федерации ему каждый раз придется оформлять въездную визу.

    Имея вид на жительство в России иностранный гражданин может свободно въезжать и выезжать из страны без ограничений.

    Двойное гражданство-это наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства.

    Позиция Российской Федерации в отношении двойного гражданства определяется статьей 6 ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г.

    Квалифицированные специалисты проведут полный юридический анализ вашей ситуации и в зависимости от содержания исходных данных документов, предложат вам оптимальный вариант оформления рвп, вида на жительства или гражданства Российской Федерации.

    Вы получите консультацию и реальную помощь в подготовке требуемых по процедуре документов.

    Отсутствие у вас оснований, жилплощади для регистрации и прочие возникающие проблемы решаемы. Мы помогаем в любых сложных случаях, ориентировочная цена содействия в оформлении гражданства РФ, вида на жительства, разрешения на временное проживание, РВП или ВНЖ составляет 800-2000$. Окончательная цена услуг определяется в зависимости от объема работы и набора представленных исходных документов, фиксируется официальным договором об оказании юридических услуг в соответствии с действующим законодательством, что гарантирует полную легитимность получаемых с нашей помощью документов. Предусмотрена возможность поэтапной оплаты наших услуг по мере их реального осуществления.

    Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, т. е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных органов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями граждан, обеспечивает его государственным принуждением, вследствие чего оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

    Если юридическими нормами закреплено субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан - необходимое условие становления правового государства.

    Основной гарантией прав граждан является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по своей инициативе, так и в связи с поступлением к ним обращений (заявлений, жалоб, исков) граждан. По желанию последних им оказывают юридическую помощь коллегии адвокатов. Участие адвокатов в уголовном и гражданском процессах закреплено рядом законов и широко практикуется в нашей стране. Намного хуже обстоит дело в административном процессе.

    Разрешение на временное проживание в России по квоте и вне квоты.

    Разрешение на временное проживание является подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительства или получения гражданства РФ.

    Без учета утвержденной Правительством России квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

    Родившемуся на территории РСФСР и состоящему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

    Признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

    Имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

    Состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим постоянное место жительсвта в Российской Федерации.

    Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ


    Очень важным, поскольку участие иностранных граждан и лиц без гражданства в административных правонарушениях является предпосылкой возникновения всех других правоотношений. Административно - правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется в первую очередь конституцией РФ 1993 года, в частности статьями 27, 62, 63; международными договорами РФ; ...

    Иностранных граждан и лиц без гражданства Административно-правовой статус российского гражданина прекращается с момента его смерти либо при выходе из российского гражданства. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства утрачивается в момент их выезда из РФ. Соглашаясь в целом с обоснованностью данной позиции, то во многих случаях выезд иностранного гражданина или...

    Только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к российским гражданам. 3. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Основания выдворения и депортации Административная ответственность является видом государственного принуждения, результатом ее применения становится возникновение неблагоприятных...

    От цели: на постоянное проживание с получением документов на право жительства и на временно пребывающих или проезжающих через территорию России транзитом. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Кроме этого к ним могут быть применены меры административной ответственности за проживание без документов на право жительства в России...

    Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой одновременное состояние лица в гражданстве двух или нескольких государств.

    Такое состояние может возникнуть, например, при рождении ребенка граждан страны, в которой применяется принцип «права крови», на территории государства, применяющего принцип «права почвы». Двойное гражданство может возникнуть при браке женщины с иностранцем, если по законодательству страны мужа предусмотрено автоматическое предоставление ей гражданства. Состояние бипатризма часто возникает при натурализации лица в стране, которая признает двойное гражданство.

    Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.

    Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.

    Европейская (Страсбургская) конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случае множественного гражданства 1963 г.

    Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства 1995 г.

    Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. (в 2003 г. указом президента Туркменистана отменено двойное гражданство)

    Соглашения о двойном гражданстве 1958 г. Испании с Чили, в 1959 г. - с Перу и Парагваем; в 1968 г. - с Доминиканской республикой; 1960 г. - между Португалией и Бразилией.

    Правовое положение лица с двойным гражданством характеризуется тем, что каждое из государств, считающих его своим гражданином, может потребовать от него выполнения конституционных обязанностей, например воинской повинности, уплаты налогов и т.п. Поэтому большинство государств отрицательно относятся к явлению бипатризма, что повлекло за собой принятие многочисленных двусторонних и многосторонних международных договоров в целях устранения либо предотвращения двойного гражданства. Так, согласно Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г. совершеннолетние граждане, которые приобрели гражданство путем натурализации, оптации или реинтеграции, теряют предыдущее гражданство. Лицо, обладающее гражданством двух или более государств, может отказаться от одного из них. Статья 5 Конвенции предусматривает, что лица, обладающие гражданством двух или более договаривающихся государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из них. Аналогичная норма содержится в ст. 21 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.

    Что касается Республики Беларусь, то данный принцип отражен в ст. 11 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. № 105-3, где закреплено, что «за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами».

    Подход белорусского законодателя к институту двойного гражданства претерпел определенные изменения. Законодательство Союза ССР всегда весьма негативно относилось к двойному гражданству. В нем содержались прямые указания на непризнание состояния бипатризма. Что же касается законодательства Республики Беларусь, то уже в Законе Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятом в октябре 1991 г., косвенно была закреплена возможность обладания двойным гражданством. В п. 1 ст. 20 Закона предусматривалась утрата гражданства Республики Беларусь «вследствие приобретения лицом гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Однако на практике ни с одним государством мира Беларусь до настоящего времени не заключила соответствующих соглашений.

    Новый Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятый 1 августа 2002 г., сделал еще один шаг к фактическому признанию того обстоятельства, что на практике государство далеко не всегда в состоянии предотвратить получение второго гражданства его гражданами. Законодатель отменил норму, согласно которой получение гражданином Беларуси гражданства другого государства автоматически влекло за собой утрату белорусского гражданства (органы дипломатической службы Республики Беларусь, на которые возлагалась регистрация утраты гражданства такими лицами, постоянно проживающими за границей, зачастую просто не имели информации о наличии у лица паспорта другого государства).

    Более практичный и гуманный подход белорусского законодателя к данной проблеме нашел отражение в ч. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», которая гласит: «Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь».

    Таким образом, действующий Закон Республики Беларусь о гражданстве допускает, чтобы гражданин Республики Беларусь имеет двойное гражданство, и предусматривает, что не допускается ограничение прав такого лица на основании его бипатризма.

        Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

    Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно понимают как иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих гражданство иностранного государства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства наличия у них гражданства какой-либо страны.

    Правовой статус иностранцев определяется как внутренним законодательством каждого государства, так и международно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев - это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания.

    В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев:

    1) национальный режим, означающий уравнивание иностранцев в правах с гражданами данного государства. Он может быть предусмотрен как внутригосударственным законодательством, так и международными договорами. Обычно такое уравнивание устанавливается лишь на условиях взаимности, причем на практике невозможно полностью приравнять иностранцев к собственным гражданам;

    2) режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранцам предоставляются в какой-либо области права и свободы, либо устанавливаются такие обязанности, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства.

    Таким образом, этот режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который распространяется на любое третье государство. Его природа носит исключительно договорный характер. Он может предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправления правосудия;

      специальный режим – это дибо более жесткий режим по сравнению с двумя вышеназванными, означающий ограничение прав иностранцев по сравнению со статусом граждан данного государства, а также возложение на них дополнительных обязанностей либо предоставление определенных привилегий и преимуществ. Например, в сфере приграничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих, расквартированных на территории иностранных государств.

    Под безгражданством (апатризмом, аполидизмом) понимается правовое положение лица, при котором оно не имеет никакого гражданства. Состояние апатризма возникает, например, в результате выхода из гражданства или его утраты, если лицо не приобрело гражданство другой страны. Апатриды пользуются ограниченной правоспособностью по сравнению с гражданами государства, на территории которого они находятся. Они не обладают многими политическими правами (избирательным, правом участвовать в референдумах и др.), не могут занимать большинство должностей, не пользуются правом на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства.

    В международных договорах предусматриваются меры, направленные на ликвидацию негативных последствий безгражданства, а также касающиеся сокращения или устранения этого явления. К таким договорам относятся Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о замужестве женщины 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции о статусе апатридов 1954 г. (Республика Беларусь не является участником данной Конвенции), государства-участники обязуются предоставлять апатридам такие же права, которыми пользуются иностранные граждане, либо более благоприятный правовой статус. В соответствии со ст. 4, 16, 22, 24 указанного документа договаривающиеся государства должны приравнивать апатридов, находящихся на их территории, к собственным гражданам в отношении пользования такими правами, как право на обращение в суд, право на социальное обеспечение, право на начальное образование, право на свободу исповедовать свою религию и предоставлять своим детям религиозное воспитание.

    Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

    Любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом (п. 1 ст. 1);

    Найденыш, обнаруженный на территории Договаривающегося государства, должен при отсутствии доказательств противного считаться рожденным на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2);

    Любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному не на территории Договаривающегося государства лицу, которое иначе было бы апатридом, если во время рождения этого лица кто-либо из его родителей имел гражданство этого государства (п. 1 ст. 4);

    Отказ от гражданства Договаривающегося государства не должен вызывать утраты гражданства, кроме тех случаев, когда соответствующее лицо имеет или приобретает другое гражданство (пп. а п. 1 ст. 7);

    Никакое Договаривающееся государство не должно лишать никакое лицо своего гражданства, если такое лишение сделало бы это лицо апатридом (п. 1 ст. 8).

    В 2006 г. была открыта для подписания Конвенция СЕ об избежании безгражданства при правопреемстве государств. Этот документ, основанный на Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., содержит более детальные правила, имеющие своей целью предотвратить либо свести к минимуму случаи безгражданства, связанные с правопреемством государств.

    Большинство государств, включая Республику Беларусь, отразило положения указанных конвенций в своем законодательстве, независимо от участия (неучастия) в них.

        Право убежища и правовой статус беженцев

    Убежище - предоставление физическому лицу иностранным государством возможности укрыться от преследований по политическим, религиозным, расовым и иным мотивам в государстве его гражданства или постоянного места жительства.

    В зависимости от места предоставления убежища оно называется дипломатическим - на территории дипломатического представительства, военного судна или военного самолета, территориальным - на территории иностранного государства, религиозным - на территории храма (исторически).

    Правовые источники: Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г.

    Положение о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в РБ, его утрате и лишении 2006 г., Гаванская конвенция об убежище 1928 г.

    В ст. 1 Декларации подчеркивается, что предоставление убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является суверенным правом каждого государства и должно уважаться всеми другими государствами. В то же время не могут пользоваться правом на убежище лица, в отношении которых существуют серьезные основания полагать, что они совершили преступления против мира, человечества либо военные преступления.

    Лица, получившие убежище, обладают особым правовым статусом, основные черты которого таковы:

    1) они не должны выдаваться и высылаться в страну, где смогут подвергнуться преследованию;

    2) они должны пользоваться основными правами и свободами человека в объеме не меньшем, чем другие иностранцы, проживающие в данной стране;

    3) им может быть разрешена политическая деятельность, однако они не вправе заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

    В современном мире традиционным и наиболее распространенным видом убежища является территориальное убежище. В ряде стран Латинской Америки сохранилась и практика предоставления дипломатического убежища. Договорное закрепление оно получило в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., в конвенциях, заключенных в Монтевидео в 1933 и 1938 гг., и Конвенции о дипломатическом убежище, заключенной в Каракасе в 1954 г., которая подтвердила положения Конвенции 1928 г.

    Беженец - это лицо, которое: - находится вне страны своего гражданства или обычного места жительства; - в отношении его отсутствует защита со стороны этого государства; - имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования - по признаку расы, вероисповедания, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе.

    Международные акты: Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (РБ с 2001 г.) Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г.

    Национальные акты: Закон РБ «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в РБ» 2008 г.

    В Республике Беларусь дополнительная защита предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют вполне обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют указанные опасения и которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.

    Дополнительная защита предоставляется иностранцу на срок до одного года. В случае сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства иностранца оснований, по которым ему предоставлена дополнительная защита, срок ее предоставления может продлеваться до одного года (ст. 21 Закона).

    Временная защита предоставляется группе иностранцев, индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите которых невозможно по причине их одновременного массового прибытия и в этой связи необходимости решения вопроса об их допуске и пребывании в Республике Беларусь по основаниям, предусмотренным для предоставления статуса беженца или дополнительной защиты.

    Срок предоставления временной защиты определяется Советом Министров Республики Беларусь, но не может превышать одного года.

    Если после истечения срока предоставления временной защиты иностранцы, которым предоставлена временная защита, не возвратились в государства их гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства или не переселены в государства, согласившиеся их принять, в отношении данных иностранцев проводится индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите (ст. 24 Закона).