Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Государственный надзор за проведением мероприятий обеспечивающих безопасное. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляются специальным органом, ведающи

    Государственный надзор за проведением мероприятий обеспечивающих безопасное. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляются специальным органом, ведающи

    Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется федеральными органами надзора и контроля за охраной труда соответствующих субъектов Российской Федерации, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.
    Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
    Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных полномочий, являются обязательными для исполнения организациями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
    Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В Российской Федерации существуют следующие надзорные органы:

    1. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзором России) и его местными органами.
    2. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется Госэнергонадзором России.
    3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил осуществляется Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госсанэпиднадзором России).
    4. Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России).
    5. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ через свои территориальные органы (лаборатории государственного надзора, центры стандартизации метрологии) самостоятельно. Территориальные органы Госстандарта России развиваются весьма интенсивно и, обладая хорошей метрологической базой, способны проводить качественный и объективный контроль за внедрением и соблюдением систем стандартов безопасности труда.
    6. Государственная инспекция безопасности дорожного движения Российской Федерации (ГИБДД России) разрешает ввод в жеплуатацию новых и вышедших из ремонта автомобилей, следит за техническим состоянием автомобильного транспорта на предприятиях, в хозяйствах и учреждениях, за обеспечением его безопасной эксплуатации, участвует в расследовании аварий и случаев нарушения правил эксплуатации автомобилей, а также контролирует подготовку кадров для автотранспорта.

    Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

    Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

    1. Регулярно проводят проверки:

    Состояния оборудования, территории, сооружений;
    правильности ведения документации по ОТ;
    наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
    качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

    2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

    3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

    4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

    5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

    6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

    7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

    8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

    9. Проводят вводные инструктажи.

    10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

    11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

    12. Хранят документацию по ОТ.

    Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

    Виды надзора и контроля за безопасностью труда

    В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

    Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

    Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

    Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

    Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

    Государственный надзор и контроль за охраной труда

    Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

    Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

    Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

    Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
    — радиоактивных веществ;
    — атомной энергии;
    — ядерных материалов.

    Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

    Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

    Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

    Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
    — гигиенические нормы;
    — санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

    Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

    Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

    Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
    — лаборатории госнадзора;
    — центры стандартизации и метрологии.

    Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

    Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

    Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

    Проверки органов государственного надзора за охраной труда

    Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

    Жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
    окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
    требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
    запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
    несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

    Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

    Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

    Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

    Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

    Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

    Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное

    обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется органами

    Государственного энергетического надзора Российской Федерации (в ред. Закона

    депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992,

    N 41, ст. 2254).

    Комментарий к статье 246 КЗоТ РФ

    §1. Государственный энергетический надзор в Российской Федерации осуществляется

    на основе Положения о нем, утвержденного Постановлением Совета Министров -

    20, ст. 1764).

    §2. Основной задачей государственного энергетического надзора является

    осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием

    электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой

    энергии, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой

    энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной

    принадлежности и форм собственности.

    §3. В систему органов государственного энергетического надзора входят:

    Главное управление государственного энергетического надзора Министерства

    топлива и энергетики РФ;

    Региональные управления государственного энергетического надзора;

    Отделение государственного энергетического надзора.

    §4. Органы госэнергонадзора в соответствии с возложенными на них задачами:

    Разрабатывают и издают нормативно-техническую документацию, осуществляют

    научно-техническую и информационную деятельность;

    Организуют и проводят работу по сертификации электрических установок,

    приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг совместно

    с Комитетом РФ по стандартам, метрологии и сертификации;

    Выдают свидетельства о взрывоопасности электрооборудования на стадии

    серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих

    предприятий).


    §5. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору Российской

    Федерации, его заместители, старшие государственные инспекторы и государственные

    инспекторы имеют право:

    давать обязательные для всех предприятий, организаций и учреждений предписания

    о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической

    эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности

    при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией;

    требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений немедленного

    отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений,

    которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для

    человека;

    осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим

    электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации

    этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;

    давать обязательные для руководителей предприятий, организаций и учреждений

    указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках

    лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической

    эксплуатации установок или нарушающих эти правила;

    принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств

    и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических

    и теплоиспользующих установок;

    давать предприятиям, организациям и учреждениям обязательные предписания

    об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической

    и тепловой энергии;

    проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических

    и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при

    эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии

    и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных

    нарушений;

    беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических

    и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.

    Указанные права предоставляются должностным лицам государственного энергетического

    надзора в пределах, определяемых главным государственным инспектором по энергетическому

    надзору в Российской Федерации.

    §6. Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор

    в РФ, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей

    и за неправильное использование предоставленных им прав.

    §7. Действия должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический

    надзор в РФ, могут быть обжалованы в установленном порядке, однако подача

    жалобы не приостанавливает выполнение обжалуемого решения.


    Вернуться назад на

    Наряду с деятельностью государственной инспекции труда за соблюдением трудового законодательства специально уполномоченный орган осуществляет деятельность за проведением работодателями мероприятий по обеспечению безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок.

    До реорганизации федеральных органов исполнительной власти функции специально уполномоченного органа по государственному энергетическому надзору выполняли управления и отделения энергетического надзора, находившиеся в ведении Министерства энергетики РФ. В настоящее время создано Федеральное агентство по энергетике, которое входит в Министерство промышленности и энергетики РФ.

    Однако в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральные агентства не могут осуществлять функции государственного надзора, они призваны осуществлять деятельность по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также по изданию правоприменительных актов в пределах имеющейся компетенции. Поэтому деятельность по государственному энергетическому надзору также осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

    Должностные лица Федеральной службы, осуществляющей государственный энергетический надзор, имеют право:

    1) давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией;
    2) требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представляют иную опасность для жизни и здоровья людей;
    3) осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
    4) давать обязательные для руководителей организации указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
    5) принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;
    - давать организациям обязательные для исполнения предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии;
    - проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и выдавать должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений;
    - беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.

    Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, корреспондируют обязанности работодателей, их представителей, должностных лиц и иных работников выполнять законные требования по устранению нарушений, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.

    Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, обладают независимостью и подчиняются закону.

    На деятельность по государственному энергетическому надзору требования Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распространяются с отдельными изъятиями.

    В частности, положения данного Федерального закона не применяются при осуществлении контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ. Электрические и теплоиспользующие установки в соответствии с действующим законодательством являются источником повышенной опасности.

    В связи с чем требования названного Федерального закона при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, не должны применяться. В частности, для проведения проверки помещений электрических и теплоиспользующих установок не требуется предъявлять документы о проведении планового или внепланового мероприятия по государственному энергетическому надзору. Достаточным основанием для проведения такой проверки является предъявление служебного удостоверения должностным лицом, имеющим полномочия по контролю за использованием электрических и теплоиспользующих установок.

    Предписания и указания должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, в части устранения нарушений, создающих угрозу аварий, жизни и здоровью людей, подлежат немедленному исполнению. Однако работодатели, их представители не лишены возможности обжаловать решения должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд.

    Лица и органы, рассматривающие жалобы на решения должностных лиц государственного энергетического надзора, могут приостановить действие указаний и предписаний, которые обжалуются. При рассмотрении таких жалоб должностные лица государственного энергетического надзора должны доказать законность и обоснованность принятых ими решений. В свою очередь лица, которые обжалуют их действия (бездействие), должны доказать, что они нарушают гарантированные им права или законные интересы.

    Отдельные положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены к деятельности по государственному энергетическому надзору как минимум по аналогии. Например, мероприятия, обеспечивающие безопасность электрических и теплоиспользующих установок, по общему правилу должны проводиться в срок, не превышающий одного месяца.

    В исключительных случаях этот срок может быть продлен до двух месяцев лицом, проводящим проверку использования работодателем электрических и теплоиспользующих установок. Внеплановые мероприятия по проверке работодателей должностные лица государственного энергетического надзора могут проводить при наличии информации о ненадлежащем состоянии или эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок.

    Работодатели, деятельность которых проверяется на предмет использования электрических и теплоиспользующих установок, могут воспользоваться гарантированными в ст. 13 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" правами.

    В частности, они могут:

    Непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по государственному энергетическому надзору;
    - знакомиться с результатами мероприятий по государственному энергетическому надзору, давать свои объяснения, в том числе по составленным после его проведения документам;
    - обжаловать действия должностных лиц государственного энергетического надзора в установленном законодательством порядке.

    Таким образом, деятельность по государственному энергетическому надзору имеет существенные особенности, которые обусловлены необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, которые в соответствии с действующим законодательством являются источниками повышенной опасности.

    В связи с чем к деятельности должностных лиц государственного энергетического надзора положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены лишь в части, не препятствующей устранению нарушений при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

    В Трудовом Кодексе РФ (ст. 353-369) определены основные органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; принципы деятельности; основные задачи органов; основные полномочия; порядок инспектирования и др.

    Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы Федеральной инспекции труда.

    Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом горного и промышленного надзора в Российской Федерации. Органы федерального горного и промышленного надзора осуществляют контроль и надзор за соблюдением норм по охране труда:

    В организациях угольной, горнорудной, химической, металлургической, нефтеперерабатывающей и др. отраслях промышленности;

    При устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

    Объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа;

    При ведении взрывных работ в промышленности.

    Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется специальными органом, ведающим вопросами энергетического надзора. Основной задачей государственного энергетического надзора в РФ является осуществле­ние контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживани­ем электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.


    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиени­ческих, санитарно- противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в РФ.

    Рис. 2.2. Система государственного управления охраной труда

    Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью. Лица, осуществляющие надзор обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

    Государственная противопожарная служба осуществляет контроль соблюдения правил пожарной безопасности в организациях.



    Работники органов при осуществлении надзора независимы от деятельности инспектируемых организаций и подчиняются только закону

    Федеральные органы надзора разрабатывают и представляют в правительственные органы, утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.

    Взаимодействие государственных органов надзора осуществляется в порядке установленном соответствующими правовыми и нормативными актами. Схема государственного управления охраной труда в современных условиях показана на рис. 2.2.

    При выявленных нарушениях требований безопасности и охраны труда администрация организаций несет ответственность в соответствии с действующими законами Российской Федерации.