Войти
Образовательный портал. Образование
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • Государственный контроль по охране труда на производстве. Государственный надзор и контроль за охраной труда. Что такое проверочные листы

    Государственный контроль по охране труда на производстве. Государственный надзор и контроль за охраной труда. Что такое проверочные листы

    Государственный контроль в области безопасности и охраны труда

    Государственный контроль в области охраны труда

    Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу.

    Для этого специалисты по безопасности труда:

    1.) Регулярно проводят проверки:

    • состояния оборудования, территории, сооружений;
    • правильности ведения документации по ОТ;
    • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
    • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

    2.) Анализируют существующие и возможные опасности , ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.
    3.) Составляют списки должностей , видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.
    4.) Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций , снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.
    5.) Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям : снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.
    6.) Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.
    7.) Участвуют в подготовке документации : коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.
    8.) Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта , введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.
    9.) Проводят вводные инструктажи.
    10.) Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ .
    11.) Курируют использование средств фонда ОТ организации.
    12.) Хранят документацию по ОТ.

    Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

    Без отрыва от производства, по всей России. Звоните нам 8-800-775-09-71 Бесплатно по России!

    Виды надзора и контроля за безопасностью труда

    В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

    Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

    Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

    Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

    Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

    Государственный надзор и контроль за охраной труда

    Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда очерчивает ст. 20 ФЗ «Об основах ОТ в РФ». Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

    Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.
    Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.
    Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:

    • радиоактивных веществ;
    • атомной энергии;
    • ядерных материалов.

    Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

    Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.
    Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.
    Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:

    • гигиенические нормы;
    • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

    Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.
    Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.
    Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:

    • лаборатории госнадзора;
    • центры стандартизации и метрологии.

    Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

    Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

    Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

    Проверки органов государственного надзора за охраной труда

    Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

    • жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
    • окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
    • требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
    • запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
    • несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

    Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

    Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда

    Организация и проведение проверок Роструда попадают под действие Закона № 294-ФЗ. Поэтому контрольный орган будет руководствоваться в первую очередь положениями названного документа. Напомним, что данным законом предусмотрено два вида проверки: плановая и внеплановая.

    Плановая проверка Роструда проводится с целью установить (ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

    • соблюдает ли юридическое лицо обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
    • соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

    В целом сама процедура проверки осталась прежней, но появились некоторые новшества, подлежащие применению с 01.01.2018. Остановимся на них.

    Риск-ориентированный подход

    При организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход (п. 1 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). В частности, такой подход применяется при проведении контроля над соблюдением трудового законодательства.

    В соответствии с п. 2 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ риск-ори­ентированный подход означает интенсивность проведения контрольных мероприятий в отношении объекта контроля. Категории риска и классы (категории) опасности присваивает контролирующий орган, в данном случае – Роструд (п. 3 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). Так, организации, относящиеся к категории высокого риска, подлежат плановой проверке один раз в два года, умеренного риска – один раз в шесть лет. В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся (п. 20 Положения № 875).

    Информацию о присвоенной категории риска или о классе (категории) опасности учреждение может запросить у контролирующего органа. Роструд должен направить информацию в срок, не превышающий 15 рабочих дней от даты поступления такого запроса (п. 13 Правил № 806). Информация о работодателях, которым присвоены категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1-й, 2-й, 3-й классы опасности, доступна на официальном сайте контрольного органа (п. 12 Правил № 806).

    Размещение такой информации осуществляется с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны.

    Что такое проверочные листы

    В соответствии с п. 11.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ при плановых проверках Роструда будут использоваться проверочные листы (с 01.01.2018 в отношении работодателей относящихся к категории умеренного риска, с 01.07.2018 – в отношении всех работодателей).

    Проверочные листы – это списки контрольных вопросов, которые разрабатываются контрольным органом. Они включают в себя перечни вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом обязательных требований, составляющих предмет проверки (п. 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

    Проверочные листы по проверке соблюдения требований трудового законодательства утверждены Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (вступил в силу с 01.01.2018).

    Далее необходимо отметить, что проверочные листы по проверке трудового законодательства составлены по определенной тематике. Например, лист 1 «По проверке порядка оформления приема на работу» содержит семь вопросов, касающихся оформления работника на работу и заключения с ним трудового договора. Лист 4 «По проверке соблюдения порядка прекращения трудового договора» содержит 16 вопросов, которые преследуют цель проверить, соблюдаются ли положения ТК РФ при увольнении, в частности, имеются ли письменные заявления работников об увольнении по собственному желанию, выплачено ли выходное пособие при увольнении в размере двухнедельного среднего заработка в случаях:

    • отказа работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением;
    • призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
    • восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
    • отказа работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем.

    Отдельные проверочные листы применяются в ситуации, когда работодатель занимается определенным видом деятельности (например, лист 107 «По проверке соблюдения гарантий медицинских работников»).

    Как следует из п. 8 Положения № 875, предмет плановой проверки Роструда всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). Проверочные листы размещены на сайте контрольного органа, при необходимости работодатель может ознакомиться с ними в целях самоконтроля и выявить нарушения, допущенные им в рамках трудовых отношений. Кроме того, учреждение может проверить себя, воспользовавшись сервисом «Электронный инспектор труда».

    Что нового во внеплановых проверках

    Основания для проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона № 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Ими являются:

    1) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

    2) поступление в федеральную инспекцию труда:

    • информации о фактах нарушения работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
    • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
    • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте согласно ст. 219 ТК РФ;

    3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Роструда или госинспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

    Далее к вышесказанному необходимо отметить, что в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 502-ФЗ в ст. 360 ТК РФ, основанием для проведения внеплановой проверки будет являться, в частности, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах:

    • уклонения от оформления трудового договора;
    • ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

    Закон вступил в силу 11.01.2018.

    Внеплановая выездная проверка Роструда по введенному вновь основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры (ст. 360 ТК РФ в редакции Федерального закона № 502-ФЗ).

    Срок проверки: изменился или нет

    Хотим сразу успокоить наших читателей: сроки проведения проверки не изменились. Как и ранее, в силу п. 12 Положения № 875 срок проведения каждой из проверок (плановой и внеплановой) не может превышать 20 рабочих дней. В некоторых случаях срок проведения проверки может быть сокращен в соответствии с п. 1.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ.

    В отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

    В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или госинспекции, но не более чем на 20 рабочих дней; в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, в отношении микропредприятий – не более чем на 15 часов.

    О предстоящей проверке учреждение уведомляется контрольным органом:

    • в случае проведения плановой проверки – не позднее чем за три рабочих дня до ее начала (п. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
    • в случае проведения внеплановой выездной проверки – не менее чем за 24 часа до ее начала (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

    О нарушениях, выявляемых при проверках

    Подобные нарушения носят разноплановый характер (это может быть несоблюдение отдельных положений, касающихся заключения (расторжения) трудового договора, оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций). На сайте Роструда размещен перечень типовых нарушений с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда работникам и тяжести последствий таких нарушений. Предлагаем ознакомиться с выдержками из данного документа. Нарушения сгруппированы по разделам и представлены в таблице, в которой содержатся ссылки на статьи ТК РФ.

    Нарушение требований трудового законодательства Нормы ТК РФ Категория нарушения в зависимости от негативных последствий для работника, в баллах
    Прием на работу (заключение трудового договора)
    Уклонение от оформления трудового договора Статьи 16, 19.1, 67 Высокий риск (10 баллов)
    Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем Статья 15 Высокий риск (10 баллов)
    Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем Статья 67.1 Высокий риск (10 баллов)
    Ненадлежащее оформление трудового договора (за исключением условий оплаты труда) Статья 67 Средний риск (6 баллов)
    Нарушение установленной процедуры оформления трудового договора Статья 57 Низкий риск (3 балла)
    Нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек, инструкции по заполнению трудовых книжек Статьи 65, 66, 309 Низкий риск (1 балл)
    Прекращение трудового договора (увольнение)
    Нарушение процедуры увольнения работника по инициативе работодателя в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя Статья 81 Высокий риск (10 баллов)
    Нарушение установленной процедуры расторжения трудового договора Статьи 29, 71, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 127, 180, 269, 296, 327.6, 373, 384 Средний риск (6 баллов)
    Рабочее время
    Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношении водителей автомобиля Статьи 96, 99 Высокий риск (10 баллов)
    Непредоставление работодателем междусменного отдыха водителю автомобиля Статья 103 Высокий риск (10 баллов)
    Установление работодателем продолжительности рабочего времени в неделю или (при суммированном учете рабочего времени) за учетный период, превышающей предусмотренную законодательством продолжительность рабочего времени Статьи 91, 92, 104, 173, 174, 176, 320, 333, 350 Высокий риск (7 баллов)
    Нарушение работодателем установленного законодательством порядка учета рабочего времени Статьи 91, 99, 109, 300 Средний риск (5 баллов)
    Время отдыха
    Непредоставление дополнительного отпуска Статья 116 Высокий риск (10 баллов)
    Нарушение порядка предоставления отпуска Статья 114 Средний риск (6 баллов)
    Непредоставление работодателем перерывов для отдыха и питания Статья 108 Средний риск (6 баллов)
    Неутверждение (нарушение сроков и (или) порядка утверждения) работодателем графика предоставления ежегодных отпусков Статья 120 Низкий риск (2 балла)
    Оплата труда
    Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором зарплаты Часть 6 ст. 136 Высокий риск (10 баллов)
    Выплата зарплаты ниже минимального размера оплаты труда Часть 3 ст. 133 Высокий риск (10 баллов)
    Неоплата в установленном размере работы в выходные и нерабочие праздничные дни Статья 153 Высокий риск (8 баллов)
    Неоплата в установленном размере сверхурочной работы Статья 152 Высокий риск (7 баллов)
    Неустановление сроков выплаты зарплаты Статья 136 Средний риск (6 баллов)
    Невыдача расчетного листка работнику Статья 136 Низкий риск (1 балл)
    Гарантии и компенсации
    Невыплата выходного пособия по ст. 178 ТК РФ Статья 178 Высокий риск (9 баллов)
    Несохранение за работником среднего заработка на время прохождения обязательных медицинских осмотров Статья 185 Средний риск (6 баллов)
    Ответственность сторон трудового договора
    Нарушение процедуры наложения дисциплинарного взыскания Статья 193 Средний риск (6 баллов)
    Охрана труда
    Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда Статьи 212, 225 Высокий риск (10 баллов)
    Нарушение (несоблюдение) установленного порядка организации обязательных предварительных и (или) периодических медицинских осмотров Статья 212 Средний риск (6 баллов)
    Нарушение установленного порядка выдачи и учета выдаваемых СИЗ Статья 212* Средний риск (6 баллов)
    Отсутствие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности Статья 212 Средний риск (6 баллов)
    Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    Несоблюдение установленных требований к организации труда работников в возрасте до 18 лет Статья 265 Высокий риск (9 баллов)
    Несоблюдение установленных требований к организации труда женщин, лиц с семейными обязанностями Статьи 253, 254, 258 Средний риск (7 баллов)
    Запрет заемного труда Статьи 56.1, 341.1, 341.2, 341.3 Средний риск (6 баллов)
    Коллективные переговоры
    Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению Статья 55 Средний риск (7 баллов)
    Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения Статья 40 Средний риск (5 баллов)

    * А также Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.01.2015 № 290н.

    Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом в ч. 1 данной статьи установлена общая ответственность за нарушение норм трудового законодательства. Она заключается в вынесении предупреждения или наложении административного штрафа:

    • от 1 000 до 5 000 руб.;
    • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

    Частями 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ определены специальные составы правонарушений. Так, уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа (ч. 4 ст. 5 27 КоАП РФ):

    • на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб .;
    • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб .

    Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):

    • на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб .;
    • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб .

    Во избежание привлечения к административной ответственности рекомендуем следовать нормам трудового законодательства и не допускать нарушений в сфере трудовых отношений.

    Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

    Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

    1. Регулярно проводят проверки:

    Состояния оборудования, территории, сооружений;
    правильности ведения документации по ОТ;
    наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
    качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

    2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

    3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

    4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

    5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

    6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

    7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

    8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

    9. Проводят вводные инструктажи.

    10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

    11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

    12. Хранят документацию по ОТ.

    Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

    Виды надзора и контроля за безопасностью труда

    В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

    Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

    Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

    Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

    Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

    Государственный надзор и контроль за охраной труда

    Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

    Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

    Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

    Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
    — радиоактивных веществ;
    — атомной энергии;
    — ядерных материалов.

    Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

    Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

    Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

    Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
    — гигиенические нормы;
    — санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

    Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

    Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

    Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
    — лаборатории госнадзора;
    — центры стандартизации и метрологии.

    Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

    Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

    Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

    Проверки органов государственного надзора за охраной труда

    Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

    Жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
    окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
    требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
    запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
    несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

    Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

    Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

    Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

    Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

    Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

    Организация контроля за состоянием охраны труда – одно из основных направлений работы по профилактике несчастных случаев, аварий или других инцидентов на производстве. Для доказательства этого имеется простая очевидная формула: «Если своевременно проведен контроль, выявлены нарушения, которые могли привести к тяжелым последствиям, приняты соответствующие меры, то не будет травм или других несчастных случаев! Не проведен или несвоевременно проведен контроль, не выявлены нарушения, не приняты соответствующие меры – вероятны происшествия с различными последствиями».

    Работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

    Существуют следующие виды контроля и надзора за состоянием охраны труда.

    1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (осуществляется: государственной инспекцией труда на железнодорожном транспорте; органами государственного энергетического и пожарного надзора, федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными в области промышленной безопасности; учреждениями и организациями санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, а также иными федеральными органами контроля и надзора за состоянием охраны труда, органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ);

    2. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, осуществляемый Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей и иными представителями, избранными работниками ОАО «РЖД» (Дорпрофсож дороги и теркомы отделений дороги, в том числе Техническая инспекция труда, председатели профсоюзных комитетов, уполномоченные по охране труда и другие представители профсоюзных комитетов структурных подразделений дороги).

    3. Контроль за состоянием охраны труда в ОАО «РЖД» (ведомственный, корпоративный, производственный. В документах часто встречаются все эти наименования). Данный вид контроля является «внутренним», организованным работодателями соответствующего уровня ОАО «РЖД», дороги, отделения, предприятия.

    Он организовывается и осуществляется:

    – управлением охраны труда и промышленной безопасности, руководителями и специалистами подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»;

    – руководителями дороги, служб, дирекций, центров, отделений, отделов и структурных подразделений;

    – службами охраны труда и промышленной безопасности железных дорог, отделами охраны труда и промышленной безопасности отделений дороги.

    Контроль за состоянием охраны труда в целом в ОАО «РЖД» и в частности на дороге осуществляется по следующим направлениям.

    1. Комплексные и целевые проверки. Комплексные проверки проводятся согласно планам, утверждаемым на соответствующих уровнях. На железных дорогах комплексные проверки осуществляются Управлением охраны труда и промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет. В отделениях и дирекциях железной дороги – службой охраны труда и промышленной безопасности дороги не реже одного раза в три года. В структурных подразделениях отделений дороги – отделом охраны труда и промышленной безопасности отделения дороги совместно с руководителями и специалистами отделов в установленные дорожным положением сроки (на данный момент – не реже одного раза в два года).

    При проведении комплексной проверки проверяется организация работы по основным направлениям охраны труда в зависимости от уровня и объекта проверки, согласно Перечню основных вопросов для проверки состояния охраны труда (определяется дорожным положением). Комплексные проверки проводятся с целью установления действительного положения дел с организацией работы по охране труда и профилактике производственного травматизма в подразделении. Для проведения комплексных проверок на соответствующем уровне создаются комиссии (в составе не менее трех человек) из руководителей и специалистов охраны труда ипромышленной безопасности, в работе комиссий могут участвовать представители органов государственного и общественного контроля.

    О проведении комплексной проверки (а также плановой целевой проверки) не позднее чем за две недели до ее начала издается распоряжение (или телеграфное указание), в котором определяются состав комиссии, объект и сроки проведения проверки.

    Результаты комплексной (целевой) проверки оформляются актом. При оформлении акта проверки разрешается указывать только вскрытые недостатки.

    Руководитель проверенного подразделения по результатам комплексной (целевой) проверки в течение двух недель проводит совещание по рассмотрению акта проверки, разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков, определяет сроки их выполнения, ответственных исполнителей, заслушивает ответственных работников и руководителей проверенных подразделений о принятых мерах и ходе устранения выявленных нарушений, издает приказ по итогам рассмотрения материалов проверки. Копии материалов представляются проверяющим. Отчеты о выполнении намеченных мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки недостатков представляются ежеквартально до полного выполнения мероприятий в адрес тех, кому направлялись все вышеперечисленные материалы.



    Результаты комплексных и целевых проверок также рассматриваются у вышестоящих руководителей (компании, дороги, отделения дороги).

    Целевые проверки в хозяйствах железных дорог, функциональных филиалах ОАО «РЖД» проводятся подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», структурными подразделениями ОАО «РЖД» по графикам, согласованным с Управлением охраны труда и промышленной безопасности и утверждаемым вице-президентом ОАО «РЖД», не реже одного раза в пять лет. Плановые целевые проверки не должны проводиться на дороге в один год с комплексной проверкой, проводимой Управлением охраны труда и промышленной безопасности.

    Целевые проверки в структурных подразделениях дороги проводятся службами (отделами), дирекциями, центрами, отделениями дороги, отделами отделений дороги по графикам, утверждаемым соответствующим руководителям, или по его указанию.

    Целевые проверки проводятся по наиболее важным вопросам охраны труда на основании результатов ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма и состояния охраны труда, а также по приказам, распоряжениям ОАО «РЖД», дороги, по указанию руководства дороги, служб, дирекций, отделений, центров, службы и отделов охраны труда и промышленной безопасности.

    Целевые проверки в зависимости от их объема и характера могут проводиться комиссиями или отдельными руководителями и специалистами, которые прошли обучение и проверку знаний по охране труда.

    Кроме целевых проверок, проводимых по графику, по указанию руководства ОАО «РЖД», руководства дороги, дирекции, центра, отделения дороги могут проводиться внеплановые целевые проверки на основании сведений (оперативных данных), поступающих от структурных подразделений дороги, по материалам расследований несчастных случаев, аварий, крушений, взрывов, пожаров и иным нарушениям требований охраны труда, приведшим к тяжким последствиям.

    О проведении внеплановой целевой проверки сообщается руководству проверяемого подразделения в необходимые для организации проверки сроки телеграфным указанием или другими средствами связи.

    Результаты целевой проверки подразделений дороги рассматриваются аналогичным порядком, как и комплексные проверки.

    2. Оперативные проверки. Оперативные проверки проводятся руководителями и специалистами подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» (всех уровней) в подразделениях и на рабочих местах.

    Основные задачи проведения оперативных проверок: выявление нарушений должностных обязанностей руководителями и специалистами в области охраны труда, состояния условий и охраны труда на рабочих местах, соблюдение работниками требований законов, нормативных правовых актов РФ, нормативных документов по охране труда ОАО «РЖД» и дороги, а также соответствия производственных процессов требованиям охраны труда.

    Руководители служб, центров, отделов, дирекций дороги, отделений и отделов отделений дороги проводят оперативные проверки согласно порядку (регламенту), установленному Нормативами участия в работе по охране труда руководителей ОАО «РЖД» и должностными обязанностями по охране труда.

    Руководители структурных подразделений дороги проводят оперативные проверки, согласно порядку, установленному соответствующими положениями (стандартами) о контроле и надзоре за состоянием охраны труда, разработанными в структурных подразделениях, в которых должен быть установлен регламент (не менее одной проверки в месяц для каждого руководителя структурного подразделения), порядок проведения, рассмотрения и оформления оперативных проверок.

    Результаты оперативной проверки оформляются актом, один экземпляр которого передается руководителю проверяемого подразделения для устранения выявленных недостатков, а второй экземпляр остается для контроля у проверяющего. Также результаты оперативной проверки могут быть оформлены записью в журнале трехступенчатого контроля. Проверяющий в заключительной части акта в обязательном порядке указывает основные меры, которые необходимо принять по выявленным нарушениям, и порядок представления информации об устранении нарушений, а при необходимости и других материалов (в том числе протокол и приказ по итогам проверки при выявлении грубых нарушений требований охраны труда). Согласно установленному порядку в соответствующих подразделениях акты (или копии актов) должны быть переданы проверяющим инженеру (специалисту) по охране труда своего подразделения для учета и контроля. Инженер (специалист) по охране труда подразделения ведет учет и контроль за проведением оперативных проверок руководителями своего подразделения и представляет информацию о выполнении норматива проведения оперативных проверок первому руководителю для рассмотрения.

    Результаты оперативной проверки рассматриваются у руководителя проверяемого подразделения (в том числе структурного подразделения), а при необходимости – у вышестоящего руководителя. Руководитель структурного подразделения рассматривает итоги оперативных проверок, проведенных руководителями и специалистами своего структурного подразделения, на ежемесячном итоговом совещании по охране труда или на внеочередном оперативном совещании (в том числе при выявлении грубых нарушений требований охраны труда). Об устранении недостатков, выявленных оперативной проверкой, и принятых мерах руководитель проверяемого подразделения информирует руководителя, проводившего проверку, в установленном порядке и согласно выводам и срокам, указанным в заключительной части акта. По всем выявленным нарушениям работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжелых последствий или привели к ним (несчастный случай на производстве, авария, крушение, взрыв, пожар, отравление), проводится внеплановый инструктаж персонала (перечень профессий работников определяет руководитель, проводивший проверку, и руководитель структурного подразделения).

    Инженеры по охране труда (в том числе специалисты, ведающие вопросами охраны труда) в ходе всех видов проверок имеют право выдавать руководителям и другим должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений норм, требований охраны труда, отменить которые имеет право работодатель письменным распоряжением.

    Оперативный контроль за соблюдением работниками путевого и других хозяйств требований безопасности при нахождении на пути при работе, приеме, отправлении и пропуске поездов осуществляется в соответствии с дорожным Положением по организации работы системы информации «Человек на пути» .

    Правовые основы взаимоотношений работодателей и органов надзора

    за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

    В новом Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ от 30.12.01г. № 197-фз) целая глава посвящена государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда РФ (гл. 57 ТК РФ). Значит ли это, что до принятия этого основополагающего закона в сфере регулирования трудовых отношений, в нашей стране надзора за соблюдением законодательства о труде не было?

    Вернемся к истории. До 1994 года государственный надзор за соблюдением законодательства о труде от имени государства осуществляли профессиональные союзы. ВЦСПС, отраслевые профсоюзы и их органы на местах располагали целым штатом технических и правовых инспекторов труда, которые обеспечивали защиту трудящихся в условиях практически единого собственника, которым являлось государство.

    Следует отметить, что в СССР, вплоть до его распада, не была ратифицирована Конвенция 1947 года Международной организации труда (МОТ) об инспекции труда, в которой закрепляется принцип государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, главенствующая роль государства в регулировании трудовых отношений в обществе и охране здоровья наемных работников при выполнении ими трудовых обязанностей.

    В рамках подготовки к ратификации указанной Конвенции, 4 мая 1994 г был издан Указ Президента РФ № 850 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда», в июле этого же года Указом Президента № 1504 было утверждено Положение о Рострудинспекции. Во всех субъектах Российской Федерации были созданы соответствующие территориальные органы государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. В Московской области такая инспекция была создана уже в 1994 году, в Москве — фактически начала функционировать с 1995 года.

    В последнее время государством уделяется огромное внимание законодательному и нормативному регулированию вопросов охраны труда. Это в первую очередь связано с тем, что статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены - обязанность государства (статьи 2 и 37 Конституции РФ). Именно поэтому, 11 апреля 1998 года федеральным законом № 58-фз были ратифицированы: Конвенция 1947 года об инспекции труда (Конвенция № 81) и Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенция № 150) и Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Конвенция № 155), принятые Генеральной конференцией Международной организации труда в городе Женеве. Это позволило 17.07.99г принять основополагающий закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (№ 181-фз), в котором государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда был закреплен законодательно. Была так же проведена реорганизация органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

    В настоящее время Федеральная инспекция труда представляет собой стройную систему государственных органов Министерства труда и социального развития РФ, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства во всех субъектах РФ. Возглавляет Федеральную инспекцию труда Главный государственный инспектор труда РФ, заместитель министра труда и социального развития РФ, заслуженный юрист РФ, Варов Владимир Константинович. Под его непосредственным руководством работает Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Минтруда и социального развития РФ, который в свою очередь осуществляет руководство государственными инспекциями труда во всех субъектах РФ. Особо следует отметить, что в силу ст. 6 ТК РФ, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а так же установление системы и полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль, относятся к исключительной компетенции Российской Федерации.

    Деятельность органов федеральной инспекции труда осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ст. 355 ТК РФ).

    Основными задачами являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 ТК РФ).

    В соответствии с возложенными на них задачами органам федеральной инспекции труда предоставлены достаточно широкие полномочия (ст. 356 ТК РФ).

    Во-первых , это проведение государственными инспекторами труда проверок, обследований, как планового характера, в целях предотвращения нарушений прав граждан, так и внеплановых проверок, связанных с обращениями и жалобами граждан. Причем госинспектор труда обязан считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 358 ТК РФ). Для проведения проверки госинспектор труда вправе беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать организации (работодателей - юридических и физических лиц) всех организационно правовых форм и форм собственности. Вправе запрашивать и безвозмездно получать у работодателей, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. 357 ТК РФ). Указанные полномочия подкреплены законодательно установленной обязанность работодателя соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (абзац 1 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

    С принятием федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)» от 08.08.01г. № 134-фз, в федеральной инспекции труда введен специальный порядок организации надзорно-контрольной деятельности. В соответствии с требованиями федерального закона № 134-фз, решение руководителя государственной инспекции труда о направлении государственного инспектора труда на проверку оформляется приказом руководителя или распоряжением заместителя руководителя, который(ое) инспектор обязан предъявить работодателю или его представителю.

    В приказе (распоряжении), в соответствии с требованиями Закона № 134-фз, указываются:

    Номер и дата издания приказа (распоряжения),

    Наименование государственной инспекции труда,

    Фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, которому поручено проведение проверки,

    Наименование организации, в которой предполагается проводить контрольно-надзорные мероприятия,

    Цели и задачи проводимой проверки,

    Основания для проведения проверки (плановая, внеплановая), дата начала и окончания проверки, срок для проверки исполнения предписания.

    Проводить проверку может только тот государственный инспектор труда, которому это поручено приказом (распоряжением) о направлении на проверку.

    Во-вторых , это осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве.

    Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.03.1999г. № 279, распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм (в том числе и на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица — ПБОЮЛ) и форм собственности.

    В связи с важностью указанного Положения, как для работников, так и для работодателей, остановимся подробнее на тех вопросах, которые оно регламентирует.

    В соответствии с указанным Положением, расследованию и учету подлежат несчастные случаи:

    С работниками, выполняющими работу по трудовому договору,

    Со студентами образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащимися общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений, проходящих производственную практику в организациях,

    С лицами, осужденными к лишению свободы и привлекаемыми к труду администрацией исправительных учреждений,

    С другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя (обращаю внимание читателей, что под «другими лицами», в том числе понимаются и лица, работающие по договорам гражданско-правового характера - подряда, возмездного оказания услуг и т. п.)

    Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве:

    Травма, в том числе нанесенная другим лицом;

    Тепловой удар; ожог; обморожение;

    Утопление;

    Поражение электрическим током, молнией, излучением;

    Укусы и повреждения, нанесенные животными;

    Повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций;

    Стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций,

    при соблюдении следующих условий:

    1. если они повлекли за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату работником трудоспособности, либо смерть работника,

    2. если они произошли:

    В течение рабочего времени (в том при работе с отклонениями от нормальной продолжительности рабочей недели), во время перерывов, подготовки и уборки до и после окончания работы, как на территории организации, так и вне её;

    При следовании к месту работы или с работы на транспорте работодателя, либо личном, в случае использования его в интересах работодателя по его распоряжения, либо в соответствии с трудовым договором,

    При следовании к месту служебной командировки и обратно,

    При следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха,

    При работе вахтовым методом, во время междусменного отдыха,

    При привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий,

    При осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершенные в интересах работодателя, или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

    В обязанности работодателя при несчастном случае на производстве входит:

    Во-первых, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему, доставке его в медицинское учреждение, предотвращению развития аварийной ситуации, сохранения до начала расследования места происшествия в том виде, в каком оно было на момент происшествия;

    во-вторых, немедленно информировать о несчастном случае родственников пострадавшего и соответствующие органы и организации. В течение суток работодатель должен направить соответствующие сообщения в государственную инспекцию труда, в прокуратуру, в орган исполнительной власти, страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и др. За несвоевременное сообщение указанным органам о несчастном случае (сокрытие несчастного случая) установлена административная ответственность. Штраф в размере от 5 до 10 МРОТ на физическое лицо и от 50 до МРОТ на юридическое лицо вправе наложить государственный инспектор труда,

    в-третьих, обеспечить своевременное расследование несчастного случая и его учет.

    Кроме перечисленных, Положение регламентирует также порядок расследования (групповые несчастные случаи - 2 и более человек, тяжелые - отнесенные к таковым в соответствии со Схемой определения тяжести несчастных случаев на производстве, утв. Приказом Минздрава РФ от 17.08.99г. № 322, смертельные, — расследуются с обязательным участие государственного инспектора труда) и оформления материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет.

    По каждому несчастному случаю на производстве, подлежащему расследованию и фактически расследованному в соответствии с установленным Положением порядком, составляется либо акт о несчастном случае на производстве (по форме Н-1), либо акт произвольной формы (в тех случаях, когда в результате расследования связь несчастного случая с производством не устанавливается). Материалы расследования тяжелых, групповых и смертельных случаев на производстве направляются в территориальные органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 143 УК РФ.

    В-третьих , государственный инспектор труда, обнаружив нарушения трудового законодательства, вносит предписания об их обязательном устранении. В силу ст. 22 ТК РФ, выполнение требований предписания является законодательно закрепленной обязанностью работодателя. Вот примеры типичных нарушений, допущенных должностными лицами предприятий и организаций (в том числе работниками кадровых служб) и выявленных в результате проверок, проведенных госинспекторами труда.

    Главной проблемой в настоящее время является отсутствие в организациях и у индивидуальных предпринимателей локальных нормативных актов, которые являются основным источником норм трудового права применительно к отдельно взятой организации. Законодательство предоставляет работодателю большую свободу в определении способов и методов осуществления своей уставной хозяйственной деятельности. Это относится и к трудовому законодательству.

    Работодатель сам определяет количество работников, необходимое для деятельности организации, порядок приема и увольнения работников, режим работы своей организации (начало и окончание рабочих смен, графики сменности, порядок учета рабочего времени, время отдыха - от перерывов для обогрева и приемы пищи до графика отпусков), порядок применения мер поощрения и взыскания, порядок оплаты труда, в том числе заинтересовывающий работника в результатах труда. Все эти вопросы должны быть урегулированы локальными нормативными актами работодателя: правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 189, 190 ТК РФ), положением об оплате труда (ст. 135 ТК РФ) и др. Конечно, все локальные нормативные акты должны быть разработаны и приняты с учетом требований статьи 8 ТК РФ, предусматривающей, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, а так же принятые без учета мотивированного мнения представительного органа работников, являются недействительными.

    На практике же имеет место или отсутствие локальных актов как таковых, или в них содержатся положения, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством.

    Много нарушений связано с оформлением трудовых отношений.

    Например, очень во многих учреждениях трудовые договоры с работниками, принятыми на работу после 01.02.2002 года, до сих пор не оформлены в соответствии с требованиями ст. 67 ТК РФ, а именно, в письменной форме и в двух экземплярах. Работодателями не приняты меры для исполнения требований указанной статьи применительно к тем работникам, которые были приняты на работу ранее: работникам в письменной форме не предложено оформить трудовые отношения в соответствии с требованиями статьи 67 ТК РФ.

    Нарушаются требования ст. 66 ТК РФ, выражающиеся в том, что не соблюдается порядок ведения и хранения трудовых книжек, установленный постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.73 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек. Записи о приеме на работу работников не производятся, трудовые книжки хранятся не сейфе, как того требует инструкция, отсутствуют журналы учета и движения трудовых книжек, трудовые книжки не выдаются работникам в день увольнения и т. п. .

    Указанные нормативные акты (Постановление и Инструкция) продолжают действовать в части, не противоречащей ТК РФ. В частности, с вступлением в силу ТК РФ, работодатели — физические лица лишены права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые (ст. 66 и 309 ТК РФ). Документом, подтверждающим работу у предпринимателя без образования юридического лица, является письменный трудовой договор, зарегистрированный в органе местного самоуправления (ст. 303, 309 ТК РФ)

    Большое количество нарушений выявляется в связи с необоснованным заключением срочных трудовых договоров при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность заключения трудовых договоров на неопределенный срок.

    Этот вид нарушений трудового законодательства получил очень широкое распространение под видом «трудовых контрактов». С принятием нового ТК РФ возможность заключения срочных трудовых договоров регламентирована достаточно четко, однако не надо забывать, что основания, послужившие причинами заключения срочного трудового договора, должны быть обязательно отражены в тексте трудового договора (ч. 5 ст. 57 ТК РФ), поскольку это существенные условия трудового договора.

    Например, часть 14 ст. 59 ТК РФ предусматривает возможность заключения срочных трудовых договор с творческими работниками средств массовой информации, театрально-зрелищных, кино-, теле-, видеосъемочных организаций, цирков и т.п., а так же профессиональными спортсменами. Перечень профессий, относящихся к творческим в указанных организациях, в настоящее время разрабатывается и будет, в соответствии с законом, утвержден Правительством РФ. Это, во-первых, означает, что до утверждения таких перечней срочные трудовые договоры по указанному основанию не могут заключаться, а, во-вторых, что и после утверждения таких перечней срочные трудовые договоры не могут заключаться с лицами, поступающими в творческие организации на работу, не относящуюся к творческой (водители, бухгалтеры, уборщицы и т.п.).

    Срочный трудовой договор, заключенный без достаточных, установленных ст. 59 ТК РФ оснований, признается заключенным на неопределенный срок. Такое решение может быть принято государственным инспектором труда либо судом.

    Типичным нарушением, связанным с работой кадровых служб, является несвоевременное ознакомление работников с приказами о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), о привлечении к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ). Законом для этого отпущено только 3 дня. Тот факт, что отдельные подразделения могут находиться достаточно далеко от кадровой службы, не является уважительной причиной невыполнения указанных требований закона, а несоблюдение этой процедуры, например, в случае привлечения к дисциплинарной ответственности, влечет за собой отмену дисциплинарного взыскания.

    В настоящее время много проблем возникает в связи с тем, что вместо трудовых договоров с работниками заключаются договоры гражданско-правового характера . Надо обязательно помнить, что трудовые отношения характеризуются прежде всего трудовой функцией, то есть работой по определенной специальности, квалификации или должности, в то время как гражданско-правовые отношения — выполнением определенного объема работ или оказанием определенных услуг. Отличительным признаком трудовых отношений со стороны работника является подчинение правилам внутреннего трудового распорядка предприятия, а со стороны работодателя - обеспечение условий труда, в том числе и безопасных.

    Кроме того, госинспекторы труда имеют право приостанавливать работу отдельных подразделений в тех случаях, когда выявлены нарушения требований охраны труда, которые могут создать угрозу жизни и здоровью работников, до момента устранения указанных нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам ведения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований по охране труда; выдавать разрешения на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов и др.

    В-четвертых , это привлечение виновных в нарушениях законодательства о труде к установленной, в соответствии с федеральными законами, ответственности. Новый Трудовой Кодекс, в ст. 419, определяет виды ответственности за нарушение трудового законодательства. Ответственность за нарушения трудового законодательства предусмотрена:

    Уголовная (ст. 143, 145, 145-1 УК РФ),

    Административная (в соответствии с вступившим с 1 июля 2002 года новым Кодексом РФ об административных нарушениях, который предусматривает ответственность за нарушения трудового законодательства в нескольких составах и устанавливает полномочия государственных инспекторов труда при применении административной ответственности),

    Дисциплинарная (в ТК РФ предусмотрена такой вид дисциплинарной ответственности, как увольнение по инициативе работодателя по п.п. «д». п.6 ст. 81 ТК РФ за нарушения работником требований по охране труда, если это повлекло за собой тяжкие последствия),

    Материальная (с точки зрения надзорно-контрольной функции государственной инспекции труда, это, прежде всего, ответственность работодателя перед работником - за незаконное лишение возможности трудиться, за несвоевременную выплату заработной платы и пр.)

    Обязанность работодателя своевременно уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства, также предусмотрена статьей 22 ТК РФ.

    Следует обязательно отметить, что закон, предоставив государственным инспекторам труда большие полномочия, возложил на них и целый ряд обязанностей. При осуществлении надзорно-контрольной деятельности инспектор обязан соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а также Положение о федеральной инспекции труда, регулирующее деятельность инспекции. Особо выделена такая обязанность госинспектора труда, как обязанность хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую ему известной при осуществлении своих полномочий (ст. 358 ТК РФ). На практике это выглядит таким образом, что инспектор имеет право (ст. 357 ТК РФ) потребовать для проверки различные документы, из которых можно судить о соблюдении трудового законодательства в проверяемой организации. Это могут быть, например, банковские проводки. Предметом контроля в данном случае может быть целевое использование бюджетных средств, направленных на погашение задолженности или выплату заработной платы, а также на финансирование мероприятий по охране труда (ст. 226 ТК РФ). Кроме того, это платежные ведомости по выплате заработной платы, расчетные карточки, договоры гражданско-правового характера, так как часто встречаются случаи неправильной квалификации трудового договора, как договора гражданско-правового характера, договоры о полной материальной ответственности и пр. Такая информация, может быть отнесена к коммерческой тайне (в соответствии с локальными нормативными актами), инспектор же имеет законодательное право доступа к такой тайне, но обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений.

    Действия государственного инспектора труда, как и всякого должностного лица, могут быть обжалованы. Жалоба на действия инспектора может быть направлена либо руководителю инспекции, либо в вышестоящую организацию, либо в суд.

    В литературе еще происходит поиск и определение содержания и объема терминов “контроль” и “надзор”. Часто в нормативных актах однозначная деятельность именуется по-разному, либо другим термином. Это свидетельствует о том, что понятие “надзор”, “контроль” не стали научными терминами, что исчерпывающе отражает их сущность и различия.

    Что такое надзор и контроль в области охраны труда?

    Разграничение понятий «контроль» и «надзор» и их функций все еще остается одним из наиболее дискуссионных вопросов.

    Это обусловлено наличием различных подходов к определению их сущности и недостаточным нормативным регулированием аспектов соотношения соответствующей компетенции по проведению контрольно-надзорной деятельности.

    Законодатель при разработке новых или изменении существующих правовых актов по вопросам надзора и контроля практически не берет во внимание научные разработки по этим аспектам.

    Поэтому иногда при определении тех или иных полномочий конкретного органа идентичные функции обозначаются или как наблюдательные, или как контрольные.

    Если говорить об отличительных чертах, то следует вспомнить, что надзор носит внешнюю направленность в отношении поднадзорных объектов, а контроль может проводиться и «внутри» системы (ведомственный или внутриведомственный контроль).

    Суть контроля и надзора в области охраны труда

    Важно следить за правильным исполнением норм охраны труда.

    Суть надзора заключается в исполнении наблюдения за соблюдением установленных законодательством по ОТ и ТК РФ норм, правил, приказов.

    Определенное внимание вопросам контроля и надзора за выполнением закона в области трудовых и тесно связанных с ними отношений много раз уделялось со стороны представителей науки трудового права.

    Они главным образом освещают данные вопросы в прикладном аспекте, не вдаваясь в глубокий анализ указанных понятий.

    Контроль — не только способ выявления совершенных правонарушений, но и очень важное средство их предупреждения. Контроль осуществляется не только относительно подчиненных в административном порядке организаций и руководящих лиц (внутриведомственный контроль), но и не подчиненных органов (внешний вневедомственный контроль).

    Органы госконтроля обычно реагируют на такие нарушения принятием организационно-исполнительных актов, направленных на осуществление помощи подконтрольным органам в реализации управленческой деятельности, предоставлением рекомендаций по ее совершенствованию.

    Государственный надзор – правоохранительная деятельность по выявлению правонарушений в области ОТ, и принятию актов, обязывающих устранение этих нарушений. Этот правоустанавливающий акт может быть принят специально уполномоченным органом, не наделенным организационно-исполнительными правами по отношению к подназорному объекту.

    Акт выполняет правоустанавливающую функцию лишь в том случае, если он устраняет правонарушения подконтрольного органа.

    Определение контрольных функций охраны труда

    Что является целью контроля в области охраны труда?

    Отметим, что вопросам надзора и контроля придается внимание представителями различных наук, но основное место среди них занимают работы специалистов в сфере административного права.

    Это вполне справедливо, потому что надзор и контроль тесно связан с понятием государственного управления что является предметом изучения данной науки.

    Однако и в административно-правовой литературе единого мнения по вопросу о сущности надзора и его взаимосвязи с контролем нет.

    Исходя из приведенных точек зрения, позиций, мнений ученых относительно понимания сущности, содержания, природы и характера контроля и надзора в сфере государственного управления, логичными будут следующие важные для дальнейшего исследования методологически-теоретические выводы.

    В литературе, которая рассматривает вопросы процесса управления, наблюдается расхождение точек зрения по этому поводу. По нашему мнению, если рассматривать реализацию структурных элементов управленческого процесса во времени, контроль в основном будет иметь заключительный характер.

    Вместе с тем, контроль частично осуществляется в процессе принятия такого решения, он также должен осуществляться и при учете результатов деятельности исполнителей.

    Цель контроля состоит в необходимости на основе анализа данных учета отыскать закономерности в массе фактов и явлений, знание которых позволяет своевременно и правильно влиять на процесс управления.

    Понятие контроля в сфере охраны труда

    Контроль за охраной труда на производстве.

    Большое значение при осуществлении контроля за ОТ объясняется тем, что с каждым годом, несмотря на принимаемые меры, уровень травматизма на производстве, а также и летальных случаев растет.

    Определение понятия государственный надзор в сфере ОТ на законодательном уровне не закреплено, однако, его можно определить как метод обеспечения соблюдения законодательных и прочих нормативных актов по ОТ.

    Что же касается общественного контроля, то ученые указывают на правильность позиции законодателя относительно наделения определенных представителей трудового коллектива контролирующими полномочиями в сфере ОТ, поскольку сегодня профсоюзы переживают не лучшие свои времена, учитывая то, что в большинстве случаев на производстве они вообще отсутствуют.

    В РФ на сегодня традиции общественного контроля почти отсутствуют и большой интерес представляет позитивный зарубежный опыт осуществления различных форм общественного контроля, особенно в тех областях, где нарушение прав и интересов людей являются наиболее распространенными.

    К этим сферам относятся и охрана труда, особенно вопросы ОТ на производстве. В развитых странах контроль рассматривают как функцию управления и указывают, что он является самостоятельной функцией, которая не поглощается другими и не является второстепенной, а пронизывает все другие, активно влияет на них, корректирует и даже формирует новые функции и направления управленческой деятельности.

    Виды контроля в сфере охраны труда

    Несколько видов контроля.

    На практике основными видами контроля за состоянием ОТ, есть такие:

    1. Трехстепенный контроль. Формирование «трехстепенного контроля» является распространенным в практике ОТ и закреплен нормативными актами;
    2. Оперативный контроль управляющими за другими ответственными лицами предприятия (например, службой ОТ). Оперативный контроль целесообразно проводить на предприятиях, производствах, которые относятся к высокой степени риска;
    3. Контроль вышестоящей организацией (четвертый или пятый степень контроля);
    4. Контроль местными органами власти;
    5. Ведомственный контроль.

    Методы контроля в области охраны труда

    Различные методы осуществления контроля.

    Методы контроля должны соответствовать определенным требованиям для выполнения соответствующей контрольной функции государственного органа, а также обеспечивать соответствующее влияние на объект контроля.

    Методы государственного контроля осуществляются через государственно-властные отношения. Методам, которые применяются в общественном контроле, должно соответствовать определенное правовое сопровождение.

    Должностное лицо в рамках предоставленных полномочий принимает решение об осуществлении контроля с помощью мер и способов, которые обычно предусматриваются для проведения данного вида контроля.

    Субъекты госконтроля в сфере ОТ осуществляют свои контрольные функции посредством разнообразных методов и форм, которые являются элементами механизма государственного контроля.

    Формой госконтроля в сфере ОТ является выполнение плановой и внеплановой проверки Гострудинспекцией.

    Уполномоченные лица Гострудинспекции наделены достаточными полномочиями для того, чтобы отреагировать на выявленные на производстве в процессе проверки нарушения нормативных и правовых предписания по ОТ.

    Некоторые полномочия надзорных органов.

    Специалистами в области права высказывалась мысль, что надзорные органы, в отличие от органов контроля, не могут вмешиваться в административную деятельность исследуемых объектов.

    Однако эта мысль, с нашей точки зрения, требует уточнения. Такое утверждение верно лишь в отношении органов прокурорского надзора.

    В отношении прочих надзорных органов, надо указать на наличие у них определенного комплекса административно-властных средств с помощью которых происходит соответствующее влияние на деятельность поднадзорного объекта.

    Действительно, невозможно не увидеть вмешательство в организационно-хозяйственную деятельность собственника со стороны структурных подразделений государственного надзора по ОТ в процессе реализации ими таких надзорных полномочий, как:

    • организация и управление работой комиссии по расследованию несчастных и смертельных случаев;
    • принятие мер по предотвращению травматизма и аварий на производстве;
    • принятие участия в деятельности комиссий по приему в использование завершенных строительных объектов;
    • отработка мероприятий по улучшению на предприятии работы по вопросам ОТ и предупреждения несчастных случаев, профзаболеваний и аварийности.

    Административно-властный характер этих мероприятий очевиден и обусловлен тесной связью органов, осуществляющих административный надзор, с оперативным управлением. Здесь надзор выступает как своеобразное выявление управленческой функции на предприятии или организации. Также понятие “контроль” надо отличать от понятия “проверка исполнения”.

    Последнее понятие имеет более узкий характер, и его можно определить как часть контроля.

    Наличие большого количества различных органов, которые регулируют соблюдение ТК РФ, а также систематическое увеличение показателей нарушения трудовых прав сотрудников и персонала вызывают необходимость тщательного исследования этого вопроса.

    Таким образом, проблематика надзора и контроля в области трудовых правоотношений остается достаточно актуальной сегодня, что предопределяет необходимость проведения качественного исследования указанной темы.

    Организационные и правовые формы охраны труда

    Особенности контроля и надзора в области охраны труда.

    Уполномоченное лицо (инспектор) по охране труда не уполномочен принимать такие меры как: запрет, прекращение, ограничение и т.д., в природе еще не существует такого нормативного документа.

    Единственным действующим актом является “Инструкция о порядке остановки эксплуатации производственных и промышленных объектов при выявлении нарушений нормативных актов по ОТ”.

    Одной из мер воздействия превентивного характера, который могут применить должностные лица Гострудинспекции в случае выявления в ходе плановой или внеплановой проверки каких-либо нарушений закона по ОТ, является приостановление эксплуатации объектов.

    Важно понимать, что такая мера имеет исключительный характер и должна применяться только к объектам, продолжение эксплуатации которых по объективным причинам невозможно.

    Ведомственный контроль за состоянием ОТ, например, на предприятиях топливно-энергетического комплекса, согласно “Положению о ведомственном контроле за состоянием охраны труда на предприятиях топливно-энергетического комплекса”, рассматривается как функция управления, которая заключается в проверке состояния ОТ, с целью получения информационных данных о выполнении и принятии своевременных мероприятий по предотвращению аварий и несчастных случаев.

    Анализ научных и законодательных источников дал понять:

    1. Существующее положение законодательного урегулирования вопросов методов контроля в сфере ОТ нельзя считать приемлемым по тем причинам, что практически отсутствует именно законодательный уровень регулирования указанных вопросов;
    2. Степень процедурной урегулированности методики осуществления данной деятельности носит фрагментарный характер, и следовательно, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
    3. Эффективная реализация нормативных предписаний, нормативных и правовых законодательных актов, призванных обеспечивать возникновение, развитие и прекращение трудовых и тесно связанных с ними отношений, как необходимое предусматривает осуществление системного надзора и контроля за их исполнением.

    Итак, такие понятия как “контроль” и “надзор” применительно к законодательству по ОТ являются самостоятельными правовыми категориями, отличие которых необходимо закрепить на законодательном уровне.

    К сожалению, в проекте ТК не до конца решена проблема разграничения функций надзора и контроля. Законодатель проводит это разграничение только по санкциям, которые могут быть использованы к виновным лицам.

    Кроме того, при разработке проекта ТК РФ законодатель, к сожалению, не принял во внимание концептуальное видение разграничения функций надзорных и контрольных органов. Представляется, что именно при осуществлении надзорных функций не должно быть никакого вмешательства в работу объекта надзора.

    Из этого видео вы узнаете о системе управления охраной труда.

    Форма для приема вопроса, напишите свой